Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №7 (100) июль
На карту

МОНУМЕНТЫ


ПУШКИН, ТЕЛЬМАН и «Формула скорби»



С
транно, но если царскосельские парки с незапамятных времен населяют бронзовые и мраморные жители, в их числе воспетые Пушкиным в стихах юноши и дева с кувшином, то в самом городе долгое время никаких монументов не было. Впрочем, поскольку известно, что во всяком уважающем себя населенном пункте должны быть памятники хоть кому-нибудь, здесь в конце концов тоже озаботились украшением городской территории скульптурой со смыслом. Первым был Пушкин-лицеист, установленный к столетнему юбилею поэта в Лицейском саду. Скульптор Роберт Бах, подаривший Петербургу Глинку (на Театральной площади), посадил бронзового поэта на бронзовую же скамью, которую поставил на пьедестал, служивший препятствием желающим присесть рядом и во времена, когда не было там ни ограды, ни клумбы. Так что мнимое свободное место можно рассматривать как не лишенный изящества намек: ну и кто достоин сидеть рядом с Пушкиным?..

В годы войны творение немецкого скульптора зарыли в землю, и говорят, не напрасно. Соотечественники Баха, захватившие город, интересовались местонахождением монумента, однако откопали его только после изгнания врага, приурочив новое открытие к стопятидесятилетию поэта. Иная судьба постигла другого «гения места», хотя лично с городом Пушкином не связанного, но в обязательном порядке освящавшего своим присутствием все главные площади советских городов, — Ленина. В Пушкине он занял место снесенного в 1930-е собора. С началом войны прятать его не стали, так что демонтировали монумент уже немцы, которые отправили его в Германию, на переплавку. Однако, как гласит легенда, немецкие пролетарии, распознав в поверженном кумире и своего вождя, скульптуру сохранили, а после войны торжественно вернули.
 
В
благодарность за это город Пушкин решили украсить памятником герою ставшего братским народа ГДР. Можно сказать и так: в 1960 году сюда с ответным визитом прибыл вождь немецких коммунистов Эрнст Тельман. Арестованный в самом начале нацистского правления, он не мог руководить антифашистским сопротивлением, оставаясь больше символом такового и после того, как был расстрелян в Бухенвальде в 1944 году. Таким несломленным борцом и представил его главный скульптор ГДР Вальтер Арнольд. Оригинал установили двумя годами ранее в Веймаре, городе, который так похож на Пушкин: там тоже есть дворцы и парки, как есть и свой поэт — Гете. Именно в пригороде Веймара устроили печально знаменитый концлагерь, где оборвалась жизнь лидера коммунистов.

В Веймаре памятник поставлен почти в таком же месте — в двух шагах от вокзала, только там Тельман представлен на фоне каменной стены, той самой, к которой ставят непокорных. Вследствие этого памятник получился более камерным и живым, к тому же стенка за спиной борца столь же реальна, так же приближена к зрителю, как и пушкинская скамья. В Пушкине по воле архитектора Евгения Левинсона (автор проекта восстановления города) вождь, как положено вождю, вознесен на высокий пьедестал, что, однако, не повредило ему, ведь хорошая скульптура в новом контексте никогда не проигрывает, только раскрывается с другой стороны.

Эрнст Тельман в Пушкине и в Веймаре


Н
Ну а возвращенный из немецкого плена Ленин (скульптор Заир Азгур) простоял на главной площади до начала 2004 года, когда был кем-то сброшен с пьедестала. Ему все равно пришлось бы уступить место возобновленному собору, но сильно поврежденную при падении скульптуру восстанавливать не стали, а вместо этого два года спустя на пересечении Малой и Конюшенной улиц установили другого Ленина, перенесенного сюда из Таврического сада (скульптор Вениамин Пинчук). Совсем недавно, в декабре прошлого года, он тоже пострадал, хуже того, стал жертвой теракта — взрыва, устроенного неназванными экстремистами, который буквально разломил его пополам. И все же полностью не сокрушил, так что пушкинского Ленина, как его питерского собрата, подвергшегося нападению в 2008 году, наверное, восстановят. Похоже, что экстремисты, воюющие с памятниками, даже не подозревают, как точно соответствуют их политические жесты духу времени, ведь объектом насилия становится не позитивный имидж «кровавого тирана», а эстетически безупречное высказывание ушедшей эпохи.

Открытие «Формулы скорби». Октябрь 1991 года. Фото Юрия Белинского



Конечно, в годы, когда только лаконично-суровые, но при всем том безусловно реалистические скульптурные творения, вроде статуй Тельмана или Ленина, и могли появиться на улицах и площадях советских городов, на Западе утвердился иной стиль скульптуры, у истоков которого такие мастера авангарда, как Генри Мур, Ханс Арп или Константин Бранкузи. В создании этих более условных, более абстрактных памятников принял участие, кажется, только один советский скульптор — Вадим Сидур, еще в 1970-е подаривший Германии (правда, Западной, враждебной СССР) несколько своих творений. Исполненные здесь в полуподпольной обстановке модели статуй — скульптор к тому времени уже порвал с системой официальных заказов — были переданы на Запад и там отлиты в бронзе, но, увеличенные во много раз, не потерялись, не превратились в безвкусицу и китч. Что опять же признак хорошей скульптуры, выдерживающей самые разнообразные трансформации. Наконец и в России удалось воздвигнуть памятник по модели Сидура, правда случилось это только после его смерти (наступившей в 1986 году), в начале 1990-х, когда и такой нонконформизм, и советский большой стиль стремительно уходили в прошлое, уступая место тому, что называется городской скульптурой сегодня.
  На фоне разочарования от мнимых авангардистов, вроде Михаила Шемякина или Зураба Церетели, и бесконечного уныния, которое только и могут породить более традиционные мастера, такие как Альберт Чаркин, стиль Сидура, кажется, таит колоссальные, хотя и упущенные возможности сохранить в новых идеологических условиях хороший вкус. В этом смысле он гораздо ближе к Арнольду или Пинчуку, нежели к нынешним ваятелям, уже осчастливившим Царское Село убогим бюстом Растрелли — хорошо что только бюстом — или памятником Николаю II… Условные, сдержанные статуи Сидура, почти всегда симметричные, словно уподобленные какому-то знаку, иероглифу, быть может, букве еврейского алфавита, — сущее спасение от суетливой многословности и мелочности современной пластики, словно вышедшей из сувенирной лавки. Но где найти повод перевести в бронзу еще какие-то модели Сидура, а быть может, и иных забытых мастеров советского или вот такого «антисоветского» искусства?

Открытие бюста Николаю II у Федоровского собора.
Скульптор Виктор Зайко. 1993 год



З
десь повод нашелся. Скульп тура, названная самим автором «Формулой скорби», призвана напомнить теперь, что и в этом райском уголке был свой Бухенвальд. Где-то в районе Александровского дворца в годы оккупации происходили расстрелы, в основном еврейского населения. Теперь в Пушкине, возможно, находится единственный памятник событиям холокоста во всей России. Да нужен ли другой? Страшно подумать, как увековечили бы память жертв нацизма нынешние мастера монументальной скульптуры где-нибудь на Поклонной горе. Массовые убийства «недочеловеков» в двух шагах от дворцов, парков и пушкинского Лицея — такая же печальная реальность ушедшего столетия, как и веймарский Бухенвальд, как разрушение городов, как утрата бесценных памятников в военное или мирное время. Потому и кажется, что загадочная фигура скорбит обо всех жертвах войны, без национальных различий. И, несмотря на свои скромные размеры, она неизбежно притягивает взгляд всякого, кто едет этой дорогой, предваряя встречу и с Пушкиным-лицеистом, и с парками, и с восстановленным собором. И. С.

   

Почитатели поэта, вторым справа стоит Сергей Есенин. 1924 год. По воспоминаниям Сергея Умникова, одного из изображенных на снимке, Есенин, несмотря на настойчивые уговоры, не согласился сесть рядом с Пушкиным





На постаменте памятника 1937 года (скульптор Лео польд Бернштам), словно бы вставшего с баховской скамейки, остались следы от немецких пуль







«Сувенирная» Екатерина II — последнее приобретение города



Растрелли Марии Литовченко неотличим от других ее героев — «мужчин в париках» Меншикова и Державина, также установленных в 1990-е годы





Ленин работы Вениамина Пинчука





«Взывающий» Сидура украшает дворцовый сад в немецком Дюссельдорфе




Журнал Хроника Надзиратель
№7 (100) июль