Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №9 (102) сентябрь
На карту

НАД НЕВОЙ


Мост-ВЕЛИКАН

Мост, которому особенно подходит имя Петра Великого, поражает не только высотой, но и тем, что преодолевает широкое русло Невы всего в три шага-пролета. У других конструкций на это ушло больше усилий.

Церемония открытия Большеохтинского моста. Фото К. Буллы. 26 октября 1911 года


Б
ольшеохтинский, как его называли в советское время, принадлежит к классу вертикальных мостов. Куда же ведут такие мосты? Туда же, куда и более привычные горизонтальные. Привычка петербуржцев к изящным, слегка изогнутым переправам, которые кажутся эффектным продолжением набережных и невысокой застройки исторического центра, не отменяет того факта, что в истории два этих типа — горизонтальный и вертикальный — занимают почти равное положение.

В Средние века многие мосты тоже было нелегко отличить от рядовой застройки, но в ином смысле. На мостах вырастали многоэтажные дома. Впрочем, возводили их не красоты ради, а потому, что пространство над водой часто не облагалось налогами и там устраивали всевозможные лавки. Так выглядели все переправы в Париже и в большинстве немецких городов, но до наших дней мостов-домов дошло немного. Самый знаменитый — Понте Веккьо во Флоренции.

И в Петербурге в XVIII веке придумали мост-пассаж, но идея его строительства, как многие другие попытки связать берега Невы постоянными переправами, разбилась об исключительную трудность задачи. Дело не только в ширине реки, но и в том, что мост должен был легко разводиться и сводиться.

В
есь XIX век в столице сооружали переправы только горизонтального типа, с ездой поверху, когда проезжая часть находится над арками, сами же пологие арки устроены близко к воде. В центре города, кажется, только в такой манере и можно строить, дабы конструкции не загораживали здания на берегу.
 
Н
есмотря на все старания зодчего украсить мост Петра Великого, его необычный облик долгое время вызывал осуждение. Говорили, что в историческом центре такие формы едва ли приемлемы. И дело, конечно, не в орнаментах ар-нуво, ведь у горизонтального Троицкого моста они вполне допустимы. Еще лет тридцать назад о Большеохтинском писали буквально следующее: «Совершенно неуместно… принятое авторами решение, при котором над рекой, протекающей через центральные кварталы, высятся пролетные строения, превышающие десятиэтажные дома». И далее: «Принятая… конструктивная схема, уместная для железнодорожных мостов, привела к крупной градостроительной ошибке, в результате чего в красивом городском пейзаже возвышается ферменная громада». Автор явно слукавил. После возведения на Охте современных домов красивым этот пейзаж, как, впрочем, и кварталы — центральными, уж точно не назовешь.

В своем теперешнем окружении мост кажется чуть ли не самым выдающимся сооружением, разве только Смольный собор может с ним тягаться. Но так ли уж чужды башни моста этому вертикальному гиганту? «Он демонстрирует такие пороки, как мишурность и претенциозность», «ничего более абсурдного никогда не возводили на этой реке» — сказано о другом мосте и о другой водной артерии в другой столице. Да, точно так же в штыки приняли когда-то самый знаменитый вертикальный мост — лондонский Тауэр-бридж. Его впору признать побратимом моста Петра Великого. Более того, влияние лондонского памятника на петербургский несомненно: сооружен он двадцатью годами раньше и сразу получил всеевропейскую известность, как бы кто к нему поначалу ни относился.

 

Знакомый всем образ моста через Неву с поднятыми вверх центральными пролетами — уже вполне вертикального! — принадлежит позднейшей эпохе. Конечно, такой мост удобнее, вот только подъем разводной части требовал создания несравненно более сложных механизмов, чем для отвода в сторону. Первой переправой с современной системой разводки в Петербурге стал именно мост Петра Великого, сооруженный в 1909–1911 годах. Его закладку приурочили к юбилею Полтавской битвы, название же напоминало не только о недавнем двухсотлетии города, но и о располагавшейся в этом месте крепости Ниеншанц, взятие которой предшествовало основанию Петербурга. Помимо новаторской центральной части — ее разводные механизмы замаскированы башнями — мост отличали высокие арки с ездой понизу. Проезжую часть подвесили к конструкциям моста, одновременно стягивая концы арок, что усилило впечатление какой-то особенной значительности, почти монументальности. Мост-памятник, он словно выполняет и функцию городских ворот, что более всего ощущалось во времена, когда Петербург начинался именно здесь. Несмотря на свое первоначальное название, мост никаких аллюзий на Петровскую эпоху не содержит.

Скорее уж напоминает о шведских замках и европейском Средневековье. Но это верно лишь в отношении поставленных посередине реки башен (кстати, башни над водой не были редкостью в городах Европы), конструкция же арок совершенно современная. Этот контраст старого и нового делает мост немного похожим на вокзалы XIX века, «средневековые» фасады которых нередко скрывали новаторские конструкции, — например, в Петергофе. Вокзальные аллюзии не случайны, многие железнодорожные переправы строились тогда как раз с высокими арками. Есть такой мост и в Петербурге: Финляндский. Вот только появился он уже после возведения моста Петра Великого. В проектировании второго вертикального моста участвовали оба автора Большеохтинского — инженер Григорий Кривошеин и архитектор Владимир Апышков, но для последнего, по всей видимости, там уже не нашлось никакой интересной работы: ни орнаментов, ни монументальных башен в сугубо утилитарном сооружении нет, да и стоит оно уж в совершенно глухом месте.

 
Л
ондонский мост короче своего родственника почти на сто метров, кроме того, башни в Петербурге поставлены сбоку от проезжей части, в британской же столице они одновременно служат воротами. На время разводки в Лондоне был предусмотрен переход поверху, который, правда, вскоре закрыли, ибо он снискал славу нехорошего места. Далее: башни в Лондоне неоготические, а те, что в Петербурге, ближе к романскому стилю, ставшему актуальным благодаря северному модерну. Есть и более существенное отличие: Тауэрcкий мост — висячий. Его боковые пролеты подвешены к тем самым башням, средний же разводится, как в Петербурге, что вместе с верхним переходом придает ему иной силуэт. И все равно моста более похожего на Большеохтинский в мире нет. Вообще же, современное мостостроение давно не считает зазорной устремленность ввысь. Распространенный ныне тип вантового моста предполагает строительство высокой мачты. Увы, разнообразия типов здесь не больше, чем у опор ЛЭП, все продиктовано соображениями прочности, и для искусства не остается места. Иное дело — старинный мост Петра Великого, который, как и Тауэрский, можно ругать за избыточность декоративных мотивов, их несогласованность с конструкциями и тому подобное, но тем не менее мосты эти остаются в числе самых заметных архитектурных памятников двух городов. Иван Саблин

Меньший брат Большеохтинского моста — Тауэр-бридж, длиной 244 метра, с двумя башнями высотой 65 метров


Большеохтинский мост имеет протяженность 335 метров

   

Примыкающие к башням моста «полубашенки» — сочетание модерна и романского стиля








«Свободу судоходству» — так назвали свой проект инженеры Григорий Кривошеин и Владимир Апышков. Его признали лучшим из семнадцати проектов Большеохтинского моста









В башнях моста находятся механизмы, управляющие его разводом













В 1911–1912 годах на башнях укрепили шесть металлических досок, на которых были представлены основные этапы и участники создания моста, а также его технические характеристики




Журнал Хроника Надзиратель
№9 (102) сентябрь