ба здания были построены в 1840-е годы для Министерства земледелия и госимуществ. Частью госимущества в царской России были и крепостные крестьяне, поэтому так уместно смотрится между двумя корпусами министерства памятник царю-охранителю. Помимо «крепостничества» и «реакции» с понятием «николаевская эпоха» срослись и образы классической архитектуры: суровые фасады, лишенные украшений, типовые колоннады, подобные шеренгам солдат. Но как бы ни увлекался Николай I парадами, казарменный стиль в архитектуре не был ему близок. Церковные здания он хотел видеть в «русском стиле», с луковичными куполами и кокошниками, для дворцов и частных домов следовало выбирать либо ранний итальянский ренессанс, либо барокко. Вот и здания министерств зодчий Николай Ефимов уподобил флорентийским палаццо. Украсил их обильно, но как-то сухо и мелочно, это все же не дворцы, а казенные учреждения. Главный прием, выбранный зодчим, — так называемый малый ордер, то есть такое расположение колонн (или пилястр), когда они занимают лишь один этаж. Мотив необычайно древний, так был выстроен еще римский Колизей. Отказавшись от колонн в два этажа — большого ордера, который предпочитали и Росси, и Растрелли, — Ефимов придал учреждениям более камерный характер, приблизив их к частному человеку, которого большие колонны подавляли.
Хорошее упражнение на внимательность:
найдите отличия в фасадах двух зданий
| |
нсамбль Исаакиевской площади, сложившийся в 1840-е годы, — один из последних в старом Петербурге. С точки зрения истории планировки городского центра важно, что тогда был осуществлен прорыв к Мойке. Ведь на другом конце площади велось изнурительно долгое возведение главного храма столицы. Большой собор требовал большого пространства вокруг. А ведь прежде здесь не было площади — на месте памятника высились дома, продолжавшие застройку Большой Морской. Синий мост был узким и косым, как и Вознесенский проспект, для которого он был создан. Все переменилось, когда зодчий Андрей Штакеншнейдер воздвиг новый, Мариинский дворец. Его масштабный фасад потребовал своей площади, именно тогда расширили мост, а часть домов по Морской улице снесли. Новое министерство разделили на две части. Справа от Николая — дом министра, канцелярия,
архив, типография. Слева — присутственные места. Внимание специалиста задевает одна странная, чтобы не сказать грубая вольность Ефимова. Зодчий словно бы забыл важный принцип, который знал с академической скамьи: если колонны на фасаде расположены в несколько ярусов, их ордер на каждом уровне должен быть другим: тосканский плюс
ионический или ионический плюс коринфский. Но Ефимов все колонны и пилястры сделал только коринфскими. Правда, на первом этаже листья аканта на капителях дополняют маленькие фигурки грифонов. Наверное, архитектор решил, что разновидности коринфского ордера допустимо ставить друг над другом. Такое странное получилось на бывшей Мариинской площади соседство масштабного общего замысла и курьезных мелочей.
Вплоть до советской эпохи новых площадей, сопутствующих правительственным зданиям, в Петербурге не будет. Да и симметричное расположение отдельных домов также станет редкостью. Так что следующим поколениям будет гораздо трудней найти такое место для памятника какому-нибудь царю или герою. Иван Саблин
|
|
|
|
|
Коринфские капители — это порой не только ботаника, но и зоология, а точнее, мифология. Маленькие грифоны в царское время стерегли госимущества, а ныне — генбанк страны
|