Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №11 (104) ноябрь
На карту

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОШЛОГО


ВЗГЛЯД художника

Узнать на старинных рисунках перекресток Невского и Мойки можно по Строгановскому дворцу: его как построили в 1754 году, так он и стоит, не меняясь.

Проспект Невской перспективной дороги. Раскрашенная гравюра Г. Качалова по рисунку Михаила Махаева. 1761 год


Махаев

В 1753 году к первому юбилею Петербурга правительство Елизаветы Петровны решило выпустить памятный альбом — план города и «знатнейших оного проспектов». Предполагалось послать его западным монархам, чтобы вся просвещенная Европа ахнула, какой новый град за пятьдесят лет вознесся «из тьмы лесов, из топи блат». Фиксировать самые красивые виды Петербурга подрядили художника Михаила Махаева. Он «снимал панорамы» с помощью широкоугольного «фотоаппарата» XVIII века — камеры-обскуры, огромной коробки с объективом, мраком внутри и стеклом вместо задней стенки, на которое проецировалось изображение. Чтобы запечатлеть перспективу с птичьего полета, художник устроился на триумфальных воротах, что стояли на углу Нев ского и Большой Морской. Высокая точка позволила ему организовать пространство с церемониальной торжественностью: прямой как стрела Невский, на горизонте — еще одна триумфальная арка, церковь Аничкова дворца. Справа — громада Строгановского дворца, только что построенного первым архитектором столицы Франческо Бартоломео Растрелли для хозяина земли Сибирской графа Строганова. За палаццо видна церковь Рождества Богородицы, похожая на Петропавловский собор (архитектор Михаил Земцов). Ее снесут через полвека, когда построят Казанский собор. На другой стороне среди скромных двухэтажных домиков высится немецкий храм, предшественник современной Петрикирхе. Его колокольне вторит башня полицейского управления. Потому и Зеленый мост через Мойку стали называть Полицейским (после революции переименован в Народный).

Две березовые аллеи, посаженные пленными шведами в 1710-х годах, вырубят к началу XIX века: мол, мешают движению. А разводной деревянный мост голландского образца снесет разрушительное наводнение 1777 года. Поскольку на плане города, иллюстрацией к которому служили эти «виды», Махаев совмещал и реальные постройки, и ансамбли, что только собирались возвести, невольно возникает вопрос: так ли на самом деле выглядел Невский или его тоже редактировали для пущей «знатности»? Известно, что городскую жизнь — прохожих, лодки, кареты — Махаев добавлял уже после того, как вся застройка была нарисована. Но можно предположить, что здания он зафиксировал фотографически точно. Художник лишь обводил изображения, проецируемые на заднюю стенку камеры-обскуры. Занятно проверить махаевский официальный вид сверху версией другого художника — архитектор Джакомо Кваренги изобразил этот перекресток снизу, с уровня воды.
 

Кваренги

Итальянский архитектор, приглашенный на русскую службу Екатериной, много рисовал город «для себя». Здесь он изобразил трехарочный Полицейский мост, сменивший разрушенный наводнением «голландский». Но когда художник или кто-то другой подписывал этот рисунок, на Невском уже стоял новый Полицейский мост — чугунный, одноарочный. Вот почему его предшественник назван старым. Мост, как и набережные Мойки, был тогда деревянным. Но уже начиная с 1798 года берега начнут облицовывать гранитом. Сравнивая эти два изображения одного и того же перекрестка, замечательный искусствовед Григорий Каганов в книге «Санкт-Петербург: образы пространства», отмечает: «Если Махаев, выполняя ответственный государственный заказ, смотрел на город как бы из мирового пространства, с позиции, занятой от имени абсолютистского государства, то Кваренги, рисуя Петербург по собственному почину, выбирает точки не выше глаз пешехода. Так видит город человек, стоящий на груженой барже или сидящий на ступеньках спуска к воде». Вот только лодки с балдахином и шестью гребцами в высоких шляпах действительно плавали по Мойке или были воспоминанием Кваренги о далекой Италии?

Вид старого Полицейского моста. Начало 1780-х годов




Василий Садовников. Панорама Невского проспекта. Строгановский дворец.



Мишель Франсуа Дамам-Демартре. Перспектива Невского проспекта.
Начало XIX века


Дамам-Демартре

Разглядывая гравюры француза Дамам-Демартре, ученика великого Давида, удивишься не раз. Изображена, скажем, перспектива Фонтанки от Невы, подпись — 1813 год, но нет Михайловского замка. Или что за огромный купол слева на Невском? Должно быть, католический храм Святой Екатерины, но едва похож. Объяснить перспективные погрешности и анахронизмы можно тем, что Дамам-Демартре литографировал свои рисунки спустя многие годы после отъезда из Петербурга. Он прожил в России несколько лет (возможно, бежал сюда от революции), в 1805-м вернулся в Париж и в 1813-м издал несколько альбомов о далекой и загадочной стране. Точность натуры европейского зрителя не слишком волновала, интересны были русские обычаи, костюмы, нравы. Однако кое-какие факты можно вытащить и из этого офорта. Невский в начале XIX века уже не загородная дорога, но еще не слишком оживлен: заборы, двухэтажные домики, несколько дворцов и храмов. Деревьев уже нет, а булыжник, по которому нещадно стучат копыта лошадей и ободья колес, уберут с главной столичной магистрали лишь в 1830-х. От Адмиралтейства до Фонтанки улицу замостят шестиугольными дубовыми шашками.
 

Садовников

Художник Василий Садовников пыль в глаза иностранцам не пускал, а добротно «портретировал» все дома по Невскому, от Дворцовой площади до Фонтанки, с их вывесками, лавками, идущими мимо прохожими. Панорама делалась для своих, важна была радость узнавания. Так, например, Садовников дотошно изобразил все виды дорожного покрытия. Тротуары вымощены белыми путиловскими плитами — дворники называли их «плитуары», газоны с деревьями окружены чугунными столбиками, затем идет полоса булыжника, для парковки сойдет и такая, а вот в центре мостовой — там, где ездили кареты и всадники, — лежит «дубовый паркет». Полицейский мост вообще сделан из пустотелых чугунных блоков, скрепленных болтами. В 1840 году его залили асфальтом, но тот растрескался из-за воды.

Продолжаются эксперименты с зелеными насаждениями. После вырубленных шведских берез Невский украшала липовая аллея, устроенная посередине проспекта. В 1819 году деревья пересадили по краям тротуаров. Но и эти липки, изображенные Садовниковым, протянули недолго. К 1841 году по распоряжению Николая I все деревья с Невского убрали. Участок перед Гостиным двором озеленили лишь сто лет спустя. Что еще занятного на этом рисунке? С пышным барочным Строгановским дворцом, занимающим два стандартных участка, соседствуют дома строгие, классицистские, построенные согласно новым вкусам. Доживает свой век маленький домик в «один апартамент на погребах», рудимент застройки по образцовому проекту 1737 года. У Полицейского моста видна полосатая караульная будка. В ней круглосуточно дежурили будочники, младшие помощники квартальных надзирателей. Если на улице случалось ЧП, прохожие кричали: «Караул!» — и будочник был обязан поспешить на помощь. А. П.

Дом причта Казанского собора. 1835 год

   

Триумфальная арка перед Аничковым мостом была поставлена Елизаветой в честь ночного марш-броска к Зимнему дворцу в ноябре 1741 года. Если бы на заставе у Фонтанки претендентку на престол не пропустила стража, захват трона не состоялся бы









Церковь Рождества Богородицы горожане называли Казанской: с 1709 года здесь хранился список почитаемой Казанской иконы Богоматери












Подобные ампирные фонари по рисунку Росси сейчас можно увидеть лишь на Елагином острове





Журнал Хроника Надзиратель
№11 (104) ноябрь