Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №2 (107) февраль
На карту

ВДОЛЬ ЗАБОРОВ


Дачи на Канонерке

Дача знаменитого доктора Клячко после национализации отошла детскому санаторию. Как выявленный объект культурного наследия недавно была отреставрирована


Дачное строительство — явление сравнительно молодое, демократичные дачи сменили дворянские усадьбы во второй половине XIX столетия, когда последние пришли в окончательный упадок. Почти сразу же с появлением дачников как феномена культуры возникло и идеологическое обоснование необходимости хотя бы временного пребывания на природе в таких пригородных поселках, как Сестрорецкий Курорт. Идея города-сада, выдвинутая превыше всего ценившими приватность англичанами, должна была изменить мир к лучшему и помочь избежать социальных потрясений. А город-сад изначально не что иное, как именно коттеджный поселок, где отдельные строения не затеряны — как то было прежде с загородными дворцами и замками — среди частных землевладений, английского или французского парка, а то и просто в лесу, но стоят близко, однако не вплотную, как жилые дома в большом городе, который уже тогда считали абсолютным злом, каменными джунглями. Не только среднему классу, но и рабочим предлагали переселяться в такие пригородные зеленые поселки, правда не объясняя, на какие средства приобрести свой кусочек этих идеальных городов. Зато удачное совпадение интересов архитекторов, частных владельцев и организаторов таких поселков породило совершенно новое явление в зодчестве — дачу.

Сначала дачи возводили подуставшие от слишком строгих и помпезных дворцов великие князья или даже коронованные особы. Асимметрия, живописность, некоторый эклектизм в декоре — все это отражало тогдашние представления о свободе и творчестве. Но лишь когда дачи стали массовым явлением, у них появилось новое качество — принцип добрососедства, когда одно здание не может игнорировать другое, построенное неподалеку, ибо разделяет их лишь скромный садик. Так получилось нечто среднее между абсолютным уединением усадеб и городской теснотой. Ансамбли из этих дач получались не всегда, а вот приятные аллеи, где неожиданно встречаешь то средневековый замок, то античный храм, то что-нибудь модернистское, украсили предместья многих городов.

Но дачи повсеместно строили из дерева, тем самым обрекая эти поселки на недолговечность. В России их исчезновение было предопределено еще и теми социальными потрясениями, которые пытались отдалить пропагандисты спокойного житья на лоне природы. Обобществленные после революции дачи сгорали (и продолжают сгорать), сносились, приходили в упадок. Так неуклонно съеживаются некогда обширные дачные пригороды, уступая место современным формам жизни. Позднесоветские садоводства — явление уже совершенно неархитектурное, настоящая пародия на мечты о городе-саде.

Сейчас, казалось бы, мода на житье в комфортных домах вдали от мегаполиса возвращается. Что же старинные дачи? Их можно было бы возродить, если смутную тягу к частной собственности совместить еще и со вкусом, точнее, с пониманием того, что прежние города-сады имели отношение не только к экономике, но и к культуре, к стилю. Нынешние дачи убоги и безлики. Прячутся за высокими заборами (что в прежние времена строго воспрещалось уставами дачных поселков), зато построены из кирпича, так что старинные дома им не конкуренты. Те догнивают где-нибудь под боком, и скорейший снос кажется соседям лучшим исходом. Но если все-таки восстановить развалину, может оказаться, что не такая уж она и страшная, а в сравнении со своими молодыми соседями — почти шедевр.
 

Так выглядела улица Андреева (бывшая Железнодорожная) у платформы Курорт. Извозчики ждут клиентов из города


Личный опыт
Личный опыт

Михаил Григорьев

художник — о дачной жизни начала XX века
Весной начиналось великое переселение народов — переезд петербургских жителей на дачу. По улицам тянулись ломовые подводы, нагруженные домашним скарбом: кроватями, мебелью, матрацами, узлами, цветочными горшками. На макушке сидела прислуга и держала в руках кошку в кошелке или клетку с попугаем. Дачи обычно сдавались без обстановки, и что только не тащили с собой горожане, чтобы перевезти как можно больше привычной для них обстановки. <…> В Сестрорецке, в Ермоловке и в только что отстроенном Курорте дачи были дорогие и шикарные. В Курорте построили бульвар и курзал, где давали симфонические концерты. <…> По вечерам — гулянье по платформе железнодорожной станции, расфуфыренные барышни, жаждущие женихов, идиотские благотворительные спектакли, крокет, сплетни и невыносимый шум — граммофоны, разносчики, бродячие музыканты. <…> В 1890-е вошло в моду жить в Финляндии (она начиналась уже на другом берегу Сестры. — Прим. ред.). Эти места облюбовала интеллигенция: инженеры, врачи, адвокаты, писатели, художники. Привлекали красивая здоровая местность, близость моря, отсутствие скученности. Ряд заграничных товаров — табак, сигары, кожа, эмалированная посуда, ткани — там стоили дешевле, чем в Петербурге. Финляндия хоть и принадлежала России, но сохраняла некоторую самостоятельность, в том числе и свои таможенные законы. Ввоз целого ряда товаров там облагался более низкой пошлиной, чем в Российской империи. Как бы в отместку за то, что русские раскупили товары в Финляндии, финны в воскресный день целыми поездами приезжали в Белоостров истреблять русскую водку — в Финляндии ввоз ее был запрещен. Русские тоже не прочь были выпить в праздник. Поэтому в кабаках часто вспыхивали ссоры и драки, у каждого финна был с собой национальный финский нож — пукка (финка). <…> Дачный сезон начинался с середины мая и заканчивался в конце августа: 20 августа по старому стилю в школах начинались занятия.
   
Не у многих дач известен архитектор. Для Клячко дом спроектировал Семен Гингер








Когда участок под дачей интересует ЖЭК гораздо больше, чем само строение, то рано или поздно оно сгорает





























Отрывок воспоминаний взят из книги М. Григорьева «Петербург 1910-х годов. Прогулки в прошлое» (СПб., 2005)




Журнал Хроника Надзиратель
№2 (107) февраль