Автомобили «Рено» на Дворцовой площади. 1915 год. Фото Карла Буллы
то скажет теперь, в каком году появился в столице империи первый автомобиль? Но к 1912 году их было здесь уже более двух тысяч. И в журнале автолюбителей появилась статья, автор которой недоумевал, отчего большое количество машин не подразумевает открытия соответствующего числа гаражей. Речь шла не о каких-то наспех приспособленных под хранение авто сараях, а о местах, где была бы обеспечена противопожарная безопасность, сохранность, но также доступность автомобилей в любое время, профессиональный персонал, возможность техосмотра и ремонта. И как о чем-то совершенно несбыточном говорилось — со ссылкой, естественно, на зарубежный опыт — о строительстве многоуровневых парковок.
Всем этим требованиям вполне отвечал гараж на Дивенской улице, первый пример гаража-гиганта в Петербурге: на четырех этажах размещалось сто двадцать боксов для машин! Но до его открытия дела с парковочными местами в городе обстояли неважно. Состоятельные граждане могли, конечно, переделать под гаражи каретные сараи и конюшни своих домов, типологически гараж — наследник именно таких хозяйственных пристроек. В многоквартирных домах начала века, как, скажем, в комплексе на Кронверкской улице, 29, гаражи закладывались в проект изначально, но это было лишь каплей в море. Созданию публичных гаражей способствовало появление в городе такси, и первая многоместная крытая стоянка была создана именно как парк таксомоторов. Гараж этот сохранился до наших дней — в глубине Васильевского острова, на Кожевенной линии, 23. В таком глухом месте одноэтажное сооружение кажется вполне уместным, в непосредственной же близости от бурного строительства высоченных доходных домов — по Каменноостровскому проспекту — следовало предложить нечто более монументальное.
Кстати, в расчете на состоятельных обитателей новых домов на Петроградской стороне, посреди нынешней Австрийской площади, открыли тогда временный павильон автомобильной выставки, по сути первый автосалон.
| |
А владелец автозавода Карл Крюммель придумал на своем участке, расположенном неподалеку, возвести не просто доходный дом, но и «многоквартирный» дом для автомобилей — первый в России многоуровневый гараж.
алоизвестный инженер Александр Болотников счел наиболее рациональным для не слишком большого внутриквартального пространства такой план, где секции для отдельных машин располагались по кругу (как камеры в Круглой тюрьме в Новой Голландии). Центральный стержень служит опорой для смелых железобетонных конструкций, кроме того, в центр помещен такой важный элемент, как грузовой лифт на три кабины. Не то чтобы здесь не хватило места для рампы, просто двигатели тогдашних авто обладали столь малой мощностью, что подняться на верхние этажи без посторонней помощи не могли. Потому для них и делали, как для людей с ограниченными возможностями, лифты. Помимо сугубо утилитарного внешнего вида и свободных железобетонных конструкций — крайне необходимых в таком месте, где должны были свободно маневрировать несколько сот машин, — вполне современным этот гараж делает и невидная с земли плоская крыша, явление по тем временам редкое. Никаким провозвестником конструктивизма Болотников, однако, не был, что и доказал, возведя жилой корпус на Дивенской улице, где при всей скромности отделки железобетонные конструкции оказываются спрятаны под традиционной штукатуркой и классическими деталями. Другой такой же дом должен был прикрыть гараж со стороны Малой Монетной, но его построить не успели. Только после революции здесь появилось нечто обнаруживающее странное родство с внутридворовым гаражом. Дом на Малой Монетной улице, 3, тоже очень суровый, его голые стены лишь немного разнообразят скругленные выступы. Позабытый зодчий (точно не Болотников) именно так интерпретировал смелые формы соседнего гаража, точно говоря: надо выпустить такие утилитарные сооружения на свободу, ни к чему прятать их во дворах.
|
В гаражах Крюммеля были не только боксы для машин, но и ремонтные мастерские. Фото 1911 года
то ж, еще в 1905 году в самом центре Парижа, на улице Понтье, параллельной Елисейским Полям, в ряд доходных домов решительно втиснулся остекленный фасад многоярусного
гаража, спроектированного одним из пионеров железобетонного строительства, выдающимся зодчим Огюстом Перре. Стало быть, уже к тому времени гаражам и машинам стало тесно на задворках частных владений, а с каждым следующим десятилетием они будут все более дерзко вторгаться в облик мегаполисов почти во всех странах. В Петербурге перед революцией гараж, больше похожий на доходный дом, собрались построить на Новгородской улице, да не получилось. Последующая эпоха технической эстетике в принципе благоволила, и советский конструктивизм мог бы уделить дому для машин не меньше внимания, чем заводу или жилью рабочих, да вот незадача — автомобиль в отличие от поезда или хотя бы автобуса был далек от принципов коллективизма, к тому же долго оставался предметом роскоши. Всякий путешествующий в собственном авто или даже на такси утверждал ценность приватного быта, что не приветствовалось, оттого не строили в СССР полноценных автобанов и гаражи актуальной темой для советских зодчих стать не могли.
Впрочем, были исключения. Немногим избранным полагалось иметь машины, и коль скоро в Москве таковых собралось немало, именно там явились миру чуть ли не самые выдающиеся примеры гаражного строительства: несколько масштабных творений гениального Константина Мельникова. Ленинграду похвастаться было нечем, первый большой гараж советского времени в начале Баскова переулка замечателен разве что рельефным портретом шофера над входом. В 1930-е в городе возвели еще один гараж — для зарубежных специалистов, дом которых, «Иностранный ударник», находился все на той же Петроградской стороне, на Кронверкском проспекте, 45. Оборудованную всем необходимым автостоянку устроили
по соседству, на Саблинской улице, 17. Где стояли машины других уважаемых граждан, неизвестно. В эпоху сталинского классицизма гаражам совсем не уделяли внимания, потому
и не появилось построек такого назначения, но с колоннами и арками…
| |
Все-таки постепенно граждане Страны Советов обзаводились личным транспортом, однако ни дороги, ни гаражи за ними не поспевали. Под конец социализма гаражная инфраструктура знала две крайности: хаотические кооперативы — сущие трущобы вдоль железных дорог, с которыми город мучительно расстается теперь, и отдельные элитные
строения, вроде исполкомовского гаража на Исполкомской улице, 15. Здание это словно бы явилось сюда из иной, капиталистической действительности, не сказать чтобы особен-
но привлекательной. Ведь это на Западе такие гиганты, равно как и автострады, пронзающие самое сердце старых городов, стали сущим бичом урбанистической цивилизации. Массивные коробки с узкими щелями-окнами — машинам нужно меньше света, чем людям — и непременным цилиндром рампы могут возникнуть по соседству с вокзалом, супермаркетом, музеем, концертным залом, где угодно, решительно утверждая примат удобства над красотой.
ни довольно быстро вытеснили своих довоенных предшественников, безнадежно устаревших, однако имевших порой хоть какую-то художественную ценность. Кажется, никому и нигде не приходит в голову объявить памятником архитектуры гараж, тем более реставрировать его, оплакивать исчезновение или воссоздавать. Превосходный фасад Перре уже давно не украшает улицу в центре Парижа, и всеобщее признание творений Мельникова — редкое исключение. Удивительно, что начисто лишенный художественных претензий гараж на Дивенской дошел до наших дней — отчасти потому, что многие годы его продолжали использовать по назначению, как таксопарк.
Увы, ни многоярусные, ни подземные парковки не решили главной проблемы. Большинство автомобилистов паркуют транспортные средства на улице или во дворах, сколь бы жесткими ни были ограничения. И в самых благополучных странах среди машин все так же много бездомных, на которых не хватило ни частного, ни публичного гаража.
Иван Саблин
|
|
|
|
|
Соседний дом обнаруживает странное родство с гаражом
Маломощные авто начала ХХ века могли подняться на четвертый этаж только на лифте
Автосалон, таксопарк, электромеханический завод… С конца 1990-х здание не использовалось, пришло в упадок и будет восстановлено компанией RBI
В 1932 году в здание въехал таксопарк № 1. «Форды» и «Рено» уступили место машинам ГАЗ. Фото 1981 года
Гараж Госплана в Москве еще менее похож на гараж. Константин Мельников даже утилитарным сооружениям придавал самые причудливые формы
Утраченный гараж Перре напоминает характерное здание парижского центра — пассаж
Гараж для лимузинов в Лиможе — столице региона, давшего название этой марке
|