Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №4 (109) апрель
На карту

СТРОЕНИЯ


ДАЧНАЯ энциклопедия

Самое интересное в Ольгино — разглядывать старые дома.

В советское время проект такого терема мог быть предложен для колхозного клуба, но наверняка его бы отвергли за излишнее стилизаторство


Такие бревенчатые дома могли быть построены и довольно давно,
и совсем недавно


Р
ядовая застройка курортного или дачного поселка способна порой поставить историка архитектуры в тупик. Как музей, где все картины вроде бы понятны, но нет ни одного знакомого имени. К тому же в этом музее нет и табличек с именами, да и сохранность объектов оставляет желать лучшего. Источники также безмолвствуют, в лучшем случае известно имя хозяина дачи, иногда можно предположить, что он же выступил в роли архитектора-любителя. Как описать коллекцию столь загадочного музея под открытым небом? Прибегнем к формальному анализу, вспомнив, какие бывают стили, и спросив, на что похоже то или иное здание. Можно попытаться угадать, когда построена дача — хотя бы до революции или после. Задача не такая простая, как может показаться, если судить поверхностно о красоте или хотя бы роскоши дореволюционного дачного быта в противоположность «советскому убожеству». И основное препятствие здесь — свойства материала, так как почти все дачи построены из дерева. А деревянное строительство довольно консервативно, форма бревна или доски практически одна и та же, неважно, построено здание сто двадцать пять или двадцать пять лет тому назад. И все-таки стоит попробовать совершить архитектурное путешествие по Ольгино, забыв на время о больших именах и архитектурных шедеврах, ибо они принадлежностьбольших городов, а не скромных дачных поселков.

 

В русском стиле

Дача на Пролетарском проспекте — ольгинский рекордсмен по «русскости», градус национального возрастает при движении слева направо. Так, остекленная башенка скорее «западническая», центральный фасад похож на избу зажиточных крестьян с Нижегородчины, а правая часть, монументальный кокошник, — нечто уникальное. Правильнее такую конструкцию назвать «бочковым сводом». Его поддерживают странные распорки в пять лучей, а все вместе похоже не на избу или боярские хоромы, а на павильон России на Всемирной выставке. Основоположник такого строительства Виктор Гартман приобрел известность благодаря «Картинкам с выставки» — проектам, по которым Мусоргский написал свой знаменитый фортепианный цикл. Были среди проектов Гартмана и такие башенки, и такие бочки.

Дом-крошечка в три окошечка, мезонин, обильные кружева резьбы — таков архетип русского дома в провинции



Использование традиционных мотивов в украшении домов простых колхозников приветствовалось, но и в дачных поселках такие избы XX века тоже не редкость. Еще одна характерная черта — фасады из голых бревен, то есть не обшитые тесом. Вспоминается, что в советское время реставраторы обдирали деревянные церкви на Русском Севере, полагая тес поздним уродующим дополнением. Не защищенные облицовкой несущие конструкции разрушались и гнили. Но без теса и фасад современной дачи выглядит как-то почтеннее, древнее.

Дача Фогеля на Рядовой улице, 12, и сегодня почти не изменилась




 

Модерн

Остекленные веранды с цветными вставками, затейливые башенки, вообще игра масс и объемов, почти всегда асимметрия — все это из арсенала излюбленных приемов стиля модерн. Асимметричная веранда может, однако, украшать и классически строгий фасад типового советского жилища, образуя причудливый контраст, над верандой — арочное окно с замковым камнем из классики… Но если приглядеться, то и веранда украшена колоннами — не очень заметными.

Дача Андрея Вайтенса (Лесная улица, 19)
была построена архитектором для своей семьи



   

Это не перевернутая «вилка с дырочкой», а традиционная деталь — полотенце с солярным символом посередине







Старая резьба не помеха новому стеклопакету




































































































Журнал Хроника Надзиратель
№4 (109) апрель