Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (110) май
На карту

КАТАЛОГ: СТАТУИ


Учим МИФОЛОГИЮ

Петр I повелел установить в саду итальянские статуи, чтобы познакомить соотечественников с античной мифологией, барочной аллегорией и европейскими представлениями о красоте.

Добровольцы наводят порядок в Летнем саду после наводнения. Сентябрь 1924 года. Фото мастерской Карла Буллы






   
Р
усские города до Петра не знали памятников или монументальной скульптуры, вообще ничего подобного круглой пластике готических соборов в средневековой России не было. Якобы ее появлению мешала память о языческих идолах, так что даже представители итальянского Возрождения, работавшие здесь при Иване III, не смогли привить русским вкус к скульптуре, не говоря уже об античных образцах, в представлении московитов бывших чем-то вроде языческих истуканов. Теперь посетителям сада полагалось не только узреть, как выглядит мраморная статуя, но также познакомиться с совершенством обнаженного тела, в котором нет ничего предосудительного. В этом своем образовании они даже обогнали жителей многих европейских городов, где о подобных парках не было и речи: статуи и картины с обнаженной натурой хранились в частных собраниях, простой человек их видеть не мог. И сейчас в Летнем саду можно проводить познавательные экскурсии. В детстве статуи кажутся верхом совершенства, только потом понимаешь, что они лишь примеры массового художественного производства Италии эпохи барокко. Но это все равно лучше, чем то, что могли сделать приехавшие в Россию скульпторы-иностранцы. Впрочем, садовые статуи и не должны быть шедеврами искусства. Итальянские парки той эпохи украшали точно такие произведения, а все сколько-нибудь выдающееся уже тогда прятали в залах дворцов от дождей и ветра. Теперь и скульптура Летнего сада перенесена в музей, а ее место займут копии. И. С.




Журнал Хроника Надзиратель
№5 (110) май