Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №6 (111) июнь
На карту

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ


Под Андреевским ФЛАГОМ

С каждым годом Кронштадт, привлекая туристов, будет наводить глянец. Торопитесь посетить его сейчас, в матовом состоянии.

Закладка дамбы: начало освоения миллиардов народных рублей. 1979 год


C
ейчас Кронштадт легко доступен по дамбе и КАД — хоть с севера, хоть с юга, из района Малой Ижоры и железнодорожной станции Бронка. Можно пофантазировать, как со временем упрочатся связи двух берегов и острова мимо центра, ведь уже сейчас для поселков южного побережья ближние станции метро — северные Парнас или Девяткино, через Кронштадт. На отрезке КАД, что проходит через остров, пассажиры любуются морскими просторами и видом на кронштадтские форты, а водители обращают внимание на забавное предупреждение: «Осторожно, рыбаки на обочине!»

Триста с лишним лет спустя после основания город превратил Невскую губу Финского залива в своего рода внутренний водоем. Немного грустно, конечно, что прогулка в Кронштадт для новых поколений петербуржцев перестанет быть маленьким путешествием. В годы моего детства, для того чтобы попасть на закрытый остров, базу ВМФ, — например, съездить на экскурсию с классом, — нужно было заказывать пропуск у военных. Что, в общем, никогда не было проблемой: едва не у половины ленинградских детей кто-нибудь в семье да был связан с флотом. В начале 1980-х мой отец служил в Кронштадте, дорога из центра Ленинграда занимала более двух часов: метро до Балтийского вокзала, электричка до Ораниенбаума (Ломоносов), оттуда — паромом на остров. Даже после того как построили северный отрезок дамбы, а затем открыли городок для туристов, в 1996-м, многие предпочитали этот путь: переход на пароме усиливал ощущение морской романтики, которой окутан Кронштадт.

 

Основная функция дамбы сегодня — мост через залив


В детстве я фантазировала, что морские истории любимого писателя Крапивина случаются именно в Кронштадте. А действие многих глав увлекательной советской книжки Фраермана и Зайкина про замечательного русского путешественника Василия Головнина уже безо всяких оговорок происходит в Кронштадте: учеба в Морском кадетском корпусе, постройка шлюпа «Диана» (корабль был переоборудован из лесовоза) и старт кругосветного плавания, которое закончилось исследованием Курил и японским пленом.

В
конце 1990-х мы ездили в Кронштадт навещать брата — курсанта морского училища, он проходил практику на одном из кораблей Балтийского флота. Из пухлощекого школьника Иван за год в училище превратился в высокого парня с крупными и резкими чертами. Мы привезли ему еду — курсантов разносолами не баловали, в то время на флоте, как и триста лет назад, основной пищей была перловая каша.

Сейчас многие бывшие военные объекты становятся штатскими и приобретают новое назначение и потребительский лоск, как, например, Новая Голландия. Тенденция эта естественна и, наверное, позитивна. Но если моряки, не дай бог, уйдут еще и из Кронштадта, остров потеряет в подлинности. Карнавалы в Петергофе и чтение стихов в Царском Селе — все это в значительной мере гальванизация истории. А Кронштадт, пожалуй, единственный пригород, сохранивший свой трехсотлетний оригинальный дух морской крепости, атмосферу и значение до сих пор. Здесь история жива и непрерывна.

Флот ушел, но на острове остались учебки и Кадетский морской корпус




   

Наталия Курчатова
















Рядом с бывшими Артиллерийскими классами (за собором) устроен Артиллерийский дворик, куда свезли снятые с боевых кораблей орудия















До маяка на пирсе можно дойти от Петровского сада




Журнал Хроника Надзиратель
№6 (111) июнь