Фотографа явно больше станции привлек вид товарного вагона
Охтинский вокзал Ириновской железной дороги
На месте дома № 62 по Свердловской набережной
Судьба этой железной дороги немного напоминает историю Приморской ветки, связавшей когда-то Новую Деревню с Сестрорецким курортом. Теперь уже позабылось, что когда-то поезда уходили в сторону Сестрорецка не с Финляндского, а с отдельного Приморского вокзала, от которого не осталось и следа. Вот и наличие вокзала на Охте, у самой кромки берега, кажется чем-то почти невероятным. Назначение этой ветки было вполне прозаическим: доставлять отнюдь не скучающую публику на взморье, а брикеты торфа
с торфоразработок в районе поселка Ириновка, недалеко от Ладожского озера, в город. С этой целью ее и соорудил в самом конце XIX века барон Павел Корф. Большая часть дороги используется по сей день — примерно от Ржевки далее на восток, более того, в годы войны именно она служила железнодорожным аналогом Дороги жизни. Вот только в 1920-е годы пришлось изменить ширину колеи, перейдя на общероссийский стандарт. Тогда дорогу через Окружную ветку (Кушелевка — Пискаревка) связали с Финляндским
вокзалом, а вокзал на Охте снесли. Никаким шедевром архитектуры эта скромная деревянная станция, конечно, не была, смысл ее — служить пунктом погрузки торфа на баржи,
отправлявшиеся дальше по Неве. Об исчезнувшем же отрезке железнодорожного пути напоминает Ириновский проспект.
В первоначальном варианте типовой школы было нечто конструктивистское
Школа № 140
Большеохтинский проспект, 18
Сначала это было типовое учебное заведение, необычное для 1930-х годов лишь асимметрией плана (главный вход не по центру). Спроектировал его и построил в 1936 году творческий тандем Асса и Гинцберга, ответственный за наибольшее число школьных зданий в довоенном Ленинграде. Первая школа такого типа была построена годом ранее на Бумажной улице, 18 (у Обводного канала), и до наших дней не дошла. Какой была эта школа, а равным образом и школа на Охте, теперь можно понять по сохранившимся копиям на улице Савушкина, 7, или же на Костромском проспекте, 46. Школу на Большеохтинском после войны украсил дорический портик, отчего облик ее стал более консервативным, и одновременно обрел индивидуальность — другой такой школы в Петербурге нет.
Колонны напоминают о далеком классическом прошлом, детская площадка и жилой дом вдали обращены в будущее
|
| | |
АБВГДейки
Шоссе Революции, 12, корпуса 1–11
Целый поселок образовался вдоль дороги на Пороховые заводы в первые годы после Великой Отечественной войны. Тогда на окраинах города возвели немало подобных ансамблей
малоэтажной застройки, дабы оперативно предоставить возвращавшимся из эвакуации жителям квадратные метры. О ваннах и иных удобствах речи не шло, да и вид этих домов — типовых, предельно скромных, а главное, невысоких — не от хорошей жизни. Как и в 1920-е годы, строить выше трех-четырех этажей не позволяла техника: подъемных кранов катастрофически не хватало. Но посещая сейчас сохранившиеся районы малоэтажного строительства в Новой Деревне, на Удельной, едва ли думаешь о тяготах послевоенного житья, ведь архитекторы, как могли, своей честной работой скрашивали эти тяготы простым людям. На уровне отдельных деталей, но также и по тому, как расположены
дома, какие замечательные зеленые дворы созданы между ними, видно, что недостаток бытового комфорта в те годы умели компенсировать комфортом визуальным.
Но вот почему городок метростроевцев, которым предназначались дома, затеяли строить здесь, вдали от линий метро (и тогда, и теперь, и в ближайшем будущем), непонятно. В народе эти домики прозвали АБВГДейками из-за необычного указания адресов: дом 12, литер А или Б и так далее вместо более привычных корпусов с номерами. Чем-то далеким,
полузабытым веет от самого слова «литер», сохранившегося кое-где на старых табличках. Скоро, скоро исчезнут скромные домики, скрытые от посторонних глаз большими домами по шоссе Революции, давно не ремонтировавшиеся и пришедшие в полный упадок. Исчезнут тогда и таблички, и разного рода приятные мелочи вроде лепных узоров на стенах, которым зодчие уделили поразительно много внимания.
Бывшая бумагопрядильная мануфактура
Шоссе Революции, 1
На редкость скромная, непритязательная фабрика еще недавно открывала своими корпусами шоссе Революции и Пискаревский проспект. Так непохожа она на величественные замки
кирпичного стиля, что стоят еще и на Выборгской стороне, и за Обводным каналом. Но в середине XIX столетия многие фабрики строились без всяких художественных претензий, и Охтинская мануфактура — предшественница шедевров кирпичного стиля. В советское время, когда ей присвоили гордое имя «Возрождение», в облике фабрики ничего не поменялось. Новые корпуса 1930-х годов вдоль шоссе и в глубине квартала едва ли представляли архитектурный интерес. Их и снесли в самые последние годы без сожаления,
оставив только кирпичную водонапорную башню как напоминание об исчезнувшем производстве.
Избавленная от всех своих функций водонапорная башня смотрится каким-то инвалидом
|
| | |
Главный корпус эффектно вписан в панораму невских берегов
Жилой комплекс премиум-класса
«Платинум» Свердловская набережная, 54–58
Ультрасовременный жилой комплекс на Свердловской набережной строится для тех, кто остро чувствует пульс времени и хочет быть в центре событий, кто привык к качеству жизни европейского уровня, кто способен оценить все преимущества жизни в современном доме современного мегаполиса. Особенностью проекта является единая концепция инфраструктуры, наполнение его коммерческой части: площади 48 разнообразных профилей назначения позволят предпринимателям приобрести помещение, предназначенное для конкретного бизнеса, а жителям — получить набор услуг и товаров в шаговой доступности. Удобств добавляет крытый гараж-стоянка на 350 мест, расположенный в цокольном этаже под всем комплексом. Примененное архитектурнопланировочное решение с единым стилобатом и кольцом секций обеспечивает возможность полного закрытия контура
с помощью систем контроля доступа и обустройство внутреннего дворика с дорожками, дендрарием, элементами ландшафтного дизайна и малыми архитектурными формами.
Во дворах предполагается создать элементы ландшафтной архитектуры
Актуальность архитектуры жилого комплекса «Платинум», выполненного в популярном во всем мире стиле хай-тек, подчеркнута не только совершенными и лаконичными линиями его фасада, но и выбором облицовочных материалов — природного камня, керамогранита, облицовочного кирпича, а также большой площадью остекления. Отвечая всем современным требованиям, жилой комплекс включает комфортные квартиры различного метража. На верхних этажах расположены двухуровневые пентхаусы с помещениями дневного пребывания в
первом уровне и спальнями с совмещенными санузлами во втором. Современное решение планировки всех квартир позволяет уйти от унылых прямых углов типового строительства, создать собственную, неповторимую атмосферу. В комплексе установлены современные двухкамерные стеклопакеты, не только прекрасно удерживающие тепло, но и обладающие шумоизолирующими свойствами. В пентхаусах использовано панорамное остекление, которое позволит в полной мере насладиться эксклюзивным видом на Неву, исторический центр города, мост Петра Великого и знаменитый Смольный собор. «Платинум» состоит из 12 последовательно увязанных между собой секций, образующих своими объемами петлеобразную форму. Такое архитектурное решение позволяет обратить многие квартиры к панораме левого берега Невы, которую можно видеть не только из окон квартир, но и с лоджий и террас, расположенных по всему периметру здания.
План комплекса в целом позволяет уйти от однообразия прямых линий и углов
|