Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №1 (118) январь
На карту

ТРАНСПОРТ


Оранэла

Трамвай № 36 идет от Нарвских ворот в Стрельну. Это самый длинный городской маршрут — двадцать пять километров.

Токоприемник у рижских трамваев Оранэлы был не дуговой, а штанговый с роликом, как у современного троллейбуса. Под остановку с кассой тоже использовали трамвайный вагон. 1925 год


В
етка на обочине Петергофского шоссе когда-то вообще не была связана с городской трамвайной сетью, а существовала сама по себе. Задумывалась она как частная дорога от Петербурга до Ораниенбаума и новаторски для 1912 года соединяла черты трамвая (электропитание) и пригородного поезда (длина трассы). Для ее строительства было создано акционерное общество с участием бельгийского капитала, что и осложнило его работу. Когда началась война, оказалось невозможно получить деньги из антверпенского банка. И вместо заказанных в Германии и Англии вагонов, которые должны были выйти на линию в 1914 году, пришлось довольствоваться реквизированными рижскими трамваями. Не доехал до Петрограда и английский уголь, на котором должна была работать специально построенная электростанция.
  И чтобы поддерживать движение на уже введенных в эксплуатацию участках, общество просило подключить их к городской трамвайной сети. В полном объеме — от Петербурга до Красной Горки — дорога так и не заработала. После национализации силовые агрегаты электростанции отправили в Пермскую губернию для Кизеловской ГРЭС. А рельсы и шпалы с участка Новый Петергоф — Ораниенбаум подарили Баку для строившейся там дороги Баку — Сабунчи.

О принадлежности оставшегося участка между Нарвскими воротами и Стрельной долго спорили железнодорожники и городские власти. В итоге Ораниенбаумская электрическая линия Северо-Западных железных дорог, сокращенно Оранэла, досталась трамвайщикам. В сентябре 1941-го контактная сеть была перебита, трамваи встали по всей трассе (см. с. 15) и использовались немцами как снайперские укрытия. В мирное время обсуждались проекты пуска по трассе скоростного трамвая в Петродворец. А. П.

Петергофское шоссе. 1920-е годы


Трамвай из Стрельны на проспекте Стачек. 1965 год

   
Трансформаторная подстанция Оранэлы на проспекте Стачек была построена в 1915 году






















Трамваи, прозванные «слон», «стиляга» и «машка», на трассе бывшей Оранэлы








Журнал Хроника Надзиратель
№1 (118) январь