На здании «Фильмофонда» все еще нет вывески кинотеатра. Оказывается, эффектная вывеска стоит столько же, сколько ремонт зала
прочем, таким в сталинскую эпоху мог быть спроектирован и театр, и клуб, и какой-нибудь НИИ. Не найдя иных опознавательных знаков, современный житель города промчится мимо, а зря. Стоит заехать в карман проспекта, дабы обнаружить там на скромном стенде расписание сеансов самого настоящего кинотеатра. Притом необычного: наряду с
новинками проката можно несколько раз в месяц посмотреть и старые фильмы. Качество копий не должно вызывать сомнений, ведь именно в этом месте они хранятся и реставрируются.
То, что кинотеатр не слишком заметен, возможно, только усиливает чувство необычности. А что? В центре Парижа, подле Сорбонны, есть несколько маленьких кинозалов, каждый со своей коллекцией старинных фильмов, которые там регулярно прокручивают. Бесполезно, однако, искать их в Сети, в лучшем случае можно узнать телефон, а ежедневный репертуар вообще пишут мелом на доске, как меню в баре. Это пускай в кинодворцы билеты продают по Интернету, верные традициям малые залы в рекламе не нуждаются: там никогда не бывает пусто, в воскресенье могут и очереди выстраиваться.
В кинотеатре работают два пленочных киноаппарата, один — отечественный, 1970-х годов, второй — современный итальянский (на фото)
инотеатр на Пискаревском (официальное название — «Фильмофонд») открыт недавно, с 2009 года. Кто знает, может быть, со временем и за ним закрепится слава настоящего музея кино, раз уж провалились все иные попытки стабильно показывать в Питере старые фильмы, невыгодные большим, расположенным на Нев ском и вокруг него кинотеатрам.
Но можно попробовать начать с этой стороны: место-то кинематографу отнюдь не чужое.
Помещения фильмохранилища («Голливуд») можно увидеть лишь из-за забора
В свете последних скандалов о петербургской фабрике грез — «Ленфильме» — знают даже те, кто к десятой музе совершенно равнодушен. Но как есть помимо художественных мастерских еще и музеи, куда в конце концов попадают творения живописцев и скульпторов, точно так же важным элементом кино индустрии были и остаются синематеки, где, собственно, и хранятся коробки с пленкой. И как любой желающий может прийти в музей, осмотреть и постоянную экспозицию, и выставку, так и киношедевры не должны лежать мертвым грузом.
В Советском Союзе важнейшее из искусств распространялось централизованно: фильмы, свои и прочие, выходившие в прокат, должны были сначала попасть на такую базу, подобную книжной. В лучшие времена отсюда каждый день по всем кинотеатрам города развозили пленки, загружая машины через особые раздаточные окна с транспортерами, как на почтамте. После показа фильмы возвращались на склад, кинохронику со временем смывали, художественные ленты, напротив, тщательно проверяли, отмывали, склеивали разрывы, готовили к новым показам. Все эти ленты, постепенно прошедшие и первым, и вторым экраном, совершенно забытые или, наоборот, всем слишком хорошо известные, переизданные на видео и DVD, еще лет десять назад время от времени (как бы случайно) могли объявиться в каком-нибудь маленьком кинотеатре в будни с утра при полутора зрителях в зале. Но и теперь, когда они, кажется, уже совсем никому не нужны, их все равно не уничтожают, не отправляют в какие-то особые московские хранилища, они остаются здесь, на Пискаревском, где с 1949 года располагается городская фильмобаза.
|
|
Ремонт пленки на монтажном столе
то стало с другими подобными хранилищами бывшего Союза, неизвестно. Кажется, питерское по количеству единиц хранения занимает второе место вслед за легендарным архивом
в Белых Столбах. Бывало и такое, что какой-то фильм мог сохраниться у нас, не в столице. Некоторые старые ленты, негативы которых могли и вовсе погибнуть, сейчас находят именно так — по провинциальным хранилищам, и немецкий фильм 1920-х может быть восстановлен по копии, найденной где-нибудь в Аргентине.
ротяженный корпус позади классического фасада, с улицы почти не видный и не без иронии именуемый «Голливудом», — вот то место, где во множестве отсеков таятся и шедевры советского кино, и просто популярные в прошлом фильмы. Когда всяческая кинопропаганда в городе прекратилась, а настоящие киноманы с головой ушли в скачивание фильмов из Интернета, где, как известно, есть все или почти все, когда проекция пленки на экран сделалась какой-то невероятной экзотикой — раз уж и новомодные мультиплексы переходят теперь на электронные версии блокбастеров, ибо транспортировать USB-девайсы всяко проще, чем старомодные бобины, — сделана попытка вернуть на экран кино в
его исходных версиях. С начала этого года местный фильмофонд проводит показы своих сокровищ в «Дружбе» и «Заневском». Тоже не в центре. Но вдруг лет десять-пятнадцать спустя интерес к кино возродится повсеместно? По крайней мере, фильмы-то есть, они никуда не исчезли, ждут своего часа — и зрителя. И. С.
Реставрационная машина очищает с помощью ацетона, глицерина и моющих средств эмульсионный слой пленки
 |
Инсайдер
Людмила Маринина
заведующая отделением фильмохранилища — о фондах
|
дея открыть на бывшей базе «Ленкинопроката» кинотеатр принадлежала Людмиле Ивановне Томской, руководителю «Петербург-кино». Но нужны были средства, чтобы переоснастить залы, где раньше проводилась лишь служебная приемка фильмов, помещения, где методисты расписывали, в какие кинотеатры отправить те или другие ленты, в современные кинозалы. И избавить хотя бы парадную часть здания от замшелости 1950-х. В итоге мы создали четыре зала, на 57, 44, 36 и 30 мест, во всех показываем фильмы с пленки. В программе кинолектория по вторникам отечественное кино, по четвергам — зарубежное. После открытия кинотеатра в 2009 году я для начала пошла по соседним школам. «У нас есть детские фильмы, музыкальные, — убеждала я учителей. — В конце концов, можно организовать курс для подготовки к ЕГЭ». Ну не прочтут многие из детей «Войну и мир» и «Преступление и наказание»! Так хоть пусть посмотрят экранизации Бондарчука и Кулиджанова. Да, все есть в Сети, но человек — существо общественное, девушку по-прежнему в кино приглашают. Тем более что в этом районе и пойти-то особо некуда. Для нас важна не столько выручка, сколько загрузка, чтобы ходили пенсионеры, дети. Билет стоит 50–150 рублей, при том что кинозалы оборудованы по последнему слову техники.
Мы храним более трех тысяч художественных фильмов, 40 процентов из них — иностранные. До начала 1990-х первая часть хранилища состояла из изолированных боксов с отдельными входами и окном. Поскольку раньше кинопленка была чрезвычайно горюча, вспыхивала как порох, то считалось, что уж пусть лучше выгорит один бокс, чем пожар распространится на все хранилище. Следующее помещение, огромный высокий зал, раньше занимали стеллажи — слева, а справа, перед окнами выдачи, стояли столы, куда выкладывались коробки, готовые к отправке в кинотеатры. Тридцать пять (!) грузовиков ГАЗ-53 загружались здесь ежедневно по самую макушку. В 1989-м вплотную к старому построили новое хранилище. Проектно-сметная документация уже готова. К 2014 году мы надеемся перенести туда коллекции.
|
|
|
|
|
Фильм состоит примерно из пяти частей, из пяти коробок пленки
Стеллажи, где хранились киножурналы «Фитиль», «Хочу все знать», «Ленинградская кинохроника», «Наука и техника» и другие
Сушильный
шкаф
Библиотека
монтажных
листов
|