 |
Инсайд
Георгий Мамзиков
капитан первого ранга в отставке — о нынешнем заштатном положении «Авроры»
|
редняя жизнь крейсера — тридцать — тридцать пять лет. Я сам в 1971–1976 годах командовал крейсером «Железняков», так его уже давно нет. А «Авроре» 11 мая исполнилось сто тринадцать лет! Это самый старый российский военный корабль, и сегодня уже неважно, почему он сохранился. То, что его берегли как символ революции, тоже стало частью истории. В своей экскурсии по крейсеру я рассказываю и о красных матросах, и о свергнутых ими командирах — офицерах, которым пришлось выполнять приказы под дулом нагана. В воспоминаниях Льва Поленова, мичмана, а затем командира крейсера, нашел, что в ночь штурма Зимнего дворца, когда корабль был в руках мятежников и должен был угрожать Временному правительству, офицеры спрятали прицелы и взрыватели, так что боевых выстрелов «Аврора» произвести не могла.
|
|
Иначе что стало бы с городом? Часто слышу, что существующий корабль не настоящий. Мол, подлинную «Аврору» затопили еще после революции, когда поусловиям Брестского мира большевики обязались уничтожить царский флот. Или что во время последнего ремонта в 1984–1987 годах от подлинного крейсера мало что осталось. Да, подводную часть сделали заново, а старую затопили в Ручьях, под Усть-Лугой. Но это как подошву у ботинка поменять! Когда «Аврору» поставили в док, проще и надежнее было сделать новое днище. В целом заменили тридцать процентов оригинальных деталей, в бывших матросских кубриках устроили музей, из трех машин осталась одна. Пара на корабле нет, своим ходом идти не может. А надо? Мы же не развлекательное судно. Два года назад военные моряки покинули крейсер, он лишился статуса корабля номер один, став лишь музеем на воде. Нет ни ежедневной вахты, ни отбивки склянок, ни поднятия флага. Я смотреть не могу, как палубу военного корабля моют уборщицы, — позор! Мы все надеемся, что корабль вернут флоту и здесь опять появятся матросы и офицеры.
|
|
|
|
|
прочем, два других крейсера той же модели, заложенные на Балтийском заводе и Новом Адмиралтействе в 1896 году, также были названы в честь античных богинь (и в честь известных фрегатов): «Диана» и «Паллада». «Аврора» была спущена на воду в 1900 году и в 1904-м, пройдя ходовые испытания, влилась во Вторую Тихоокеанскую эскадру. В Цусимском сражении крейсер, прикрывая транспортные суда, получил значительные повреждения и был интернирован американскими кораблями в Маниле, где простоял до августа 1905 года, дав американцам обязательство не принимать участия в боевых действиях. После подписания Портсмутского мира «Аврора» вернулась в Россию, но использовалась лишь как учебное судно: кадеты Морского корпуса ходили на ней в рейсы по Балтике. В 1916 году «Аврора» встала на плановый ремонт в Петрограде. Среди матросов возымела успех большевистская агитация, и в феврале бунтовщики захватили власть на корабле. 24 октября крейсер «всецело подчиняясь распоряжениям Революционного комитета» дал холостой выстрел к началу восстания. Этот-то залп и обеспечил «Авроре» жизнь вечную: уже к 1930-м устаревший корабль стал несамоходной учебной базой и должен был бы исчезнуть. В Великую Отечественную «Аврора» стояла в Ораниенбауме. Изрешеченная немцами, она села на грунт, но после победы была отремонтирована и поставлена у Нахимовского училища в назидание потомкам. А. П.
|