Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №7 (124) июль
На карту

ПРОФСОЮЗ


ДОМ творчества

В лесу на границе Комарова и Репина живут композиторы.



И
кто только у нас тут не жил! Шостакович, Свиридов, Щедрин, Френкель, Фрадкин, Андрей Петров, Тищенко, Шнитке. — Официантка Нина, работающая «у композиторов» больше тридцати лет, с видимым удовольствием перечисляет великих. — Высоцкий приезжал с Кимом Рыжовым, Юра Шевчук любит бывать… Да все, вся творческая элита». Творческие союзы — писателей, художников, архитекторов, композиторов, — созданные по указанию Сталина в 1932 году и насильно объединившие людей свободных профессий в средневековые цеха, были наделены не только кнутом, но и пряником. В число распределяемых благ входили и дома творчества, где членам союза предоставлялась возможность жить на всем готовом и спокойно работать. До войны ленинградские композиторы ездили в Лахту, после им была выделена территория в Репине. В центральной усадьбе — по преданиям еще финской — можно занять комнату, отдельные домики (здесь их называют коттеджами), как правило, предназначены для одной семьи. Большинство — всего лишь летние дачи, но с удобствами, в некоторых, с центральным отоплением, можно жить круглый год. Как вспоминают старожилы, раньше не разрешалось привозить с собой детей до трех лет, чтобы они не мешали сочинять. В каждом домике есть рояль, и, как признаются музыканты, сейчас в Репине действительно очень хорошо работается.
«В Репино приезжали ради общения, — вспоминает Эра Барутчева, музыкальный критик, профессор Консерватории. — Мы постоянно ходили друг к другу в гости, слушали и обсуждали новые произведения. Кто-то, приехав с фестивалей, привозил записи новой музыки. В главном корпусе была отличная библиотека с толстыми журналами, мы совершенно не чувствовали себя оторванными от жизни. Еще умудрялись ездить на концерты в Филармонию и к полуночи возвращаться обратно. Проживание стоило 1 рубль 65 копеек в день для членов Союза композиторов, чуть дороже — для членов их семей. Накануне можно было выбрать из меню блюда на завтра». Главным корпусом — с библиотекой, столовой и концертным залом — в 2000-е пришлось пожертвовать, сдав его в аренду. (Сейчас там отель Casablanca.) Это позволяет Музфонду содержать остальное жилье в ситуации, когда госфинансирование Союза композиторов прекратилось, а коммунальные платежи и налоги с каждым годом растут. Музыканты оказались дружнее коллег: закрылся в ожидании суда по дележу имущества Дом писателей, законсервирован Дом кинематографистов. А на Приморском шоссе, 471, как раньше: распахнуты ворота, дорожка выходит прямо к морю, из открытых окон слышна музыка. Здесь чувствуется какое-то базовое доверие к миру и сохраняется атмосфера, что вокруг все свои. А. П.
 


Местный
Личный опыт

Алексей
Гориболь

пианист — о музыке на берегу

К
огда я приехал в Репино первый раз, Леонид Десятников представил меня Белле Ахмадулиной. В конце 1980-х она подолгу жила в Доме творчества. В ее стихах можно найти пометы, что они написаны в Репине и Комарове. Однажды, на мое тридцатилетие, съехалось много друзей-музыкантов, и неожиданно в концерте приняла участие Белла Ахатовна. Зал на втором этаже главного корпуса заполнился битком, машины облепили шоссе, музыка, стихи, пение неслись вдоль моря. Наверное, тогда у меня и возникла идея фестиваля в этих дачных местах. Он стал реальностью шесть лет назад, концерты «В сторону Выборга» проходят в Сестрорецком Курорте, «Пенатах», Комарове, Зеленогорске. В день столетия Шостаковича мы устроили концерт в его двадцатом коттедже — исполняли романсы и камерную музыку. Молва об этом приватном выступлении разлетелась по всему берегу, и собралось очень много народу. Люди стояли вокруг домика, у открытых окон, было в этом что-то пронзительное. Похожий вечер состоялся и в память Беллы Ахмадулиной, через полгода после ее ухода. Московский поэт Вера Павлова читала тогда у пятнадцатого, ахмадулинского коттеджа ее репинскую тетрадь. Дружили ли мы домами творчества с кинематографистами? Не то чтобы навещали бесконечно, но мы знали, что они есть там, наверху, ближе к станции, порой заходили к ним, ведь Баневич, Десятников, Андрей Петров много работали для кино. А кинематографисты, пока еще имели возможность приезжать в свой Дом творчества, знали, что на берегу, у залива, есть мы и наша отличная столовая с баром. В последнее время, конечно, многое меняется: вдоль шоссе появилась шалманы-рестораны, музыка разносится уже совсем другая. Но постоянный круг музыкантов, привыкших бывать здесь, — Сергей Слонимский, Александр Кнайфель, Ирина Тайманова, Ольга Манулкина — остается верен Репину.

 
 
 
   



























Журнал Хроника Надзиратель
№7 (124) июль