Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №8 (125) август
На карту

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА


Песня о ВСТРЕЧНОМ

«За Нарвскою заставою в громах, в огнях страна встает со славою на встречу дня» (слова Бориса Корнилова, музыка Дмитрия Шостаковича, 1932 год).


Изначально "голый" корпус жилмассива, выходящий на улицу Стачек, в 1930-е доделали и украсили бельведером


1

Граница старого
и нового

Путеводитель по Ленинграду за 1930 год замечает: «Нарвские ворота, отделявшие в прошлом белый город от черной окраины, дают яркий контраст с окружающим новым строительством. Дворянская милитаристическая культура, ушедшая в прошлое, и новая пролетарская культура». Граница «белого города» и «черной окраины» до 1917 года проходила по речке, словно нарочно называвшейся Таракановкой, хотя подлое имя она получила по заводу Тараканова. Речка пересекала площадь примерно по линии нынешнего подземного перехода у ворот. В XVIII веке Таракановка соединяла Фонтанку и Екатерингофку, но постепенно, участок за участком, ее засыпали, протока у ворот исчезла в конце 1920-х, когда Нарвскую заставу с деревянными бараками и безбрежной грязью модернизировали, превратив в новый общественный центр. Граница дореволюционного Петербурга и социалистического Ленинграда сегодня менее заметна, но еще различима, прежде всего по ширине улиц. Узкие и извилистые Нарвский и Старо-Петергофский проспекты за площадью превращаются в просторную магистраль. Как вспоминал архитектор Григорий Симонов: «Нам указали, что с политической точки зрения улицу Стачек надо сделать лучше Невского проспекта».
До того Нарвские триумфальные ворота были окружены фабричными постройками и неказистыми деревянными домами. Сегодня между триумфальной аркой и «новой пролетарской культурой» втиснулся вестибюль станции метро с ларьками, магазинами и кафе. Но еще сохраняется общественный центр эпохи конструктивизма, простирающийся от Дома культуры МосковскоНарвского района (ныне Дворец культуры имени Горького) до здания райсовета на Кировской площади. Административно-командную ось ансамбля — проспект Стачек - пересекает другая, более камерная, обращенная к простому человеку (см. с. 19). Она берет начало от башни школьной обсерватории и следует тенистой Тракторной улицей, своим названием напоминающей о выпуске первой партии тракторов на Путиловском заводе. Да ведь здесь почти все первое:


Бомбоубежище во дворе дома №9


райсовет, огромная школа, жилмассив на Тракторной, профилакторий, дом культуры. В конце 1920-х смелые архитектурные эксперименты покидали бумагу, зодчие в борьбе с послереволюционной разрухой делали осторожные шаги навстречу реальности. Этот ансамбль памятников архитектурного авангарда за Нарвской заставой сложился в целый новый город, открыто противопоставленный дворянскому милитаризму и прочему злу старого мира.
 

2

Тихое
и малоэтажное

Проспект Стачек — парадная магистраль, застроенная представительскими, чаще всего сталинскими домами. Но многие ли горожане знают, что скрывается за этой первой линией? Несколько кварталов разноцветных двух-трехэтажных домиков, прозванных в народе «немецкими коттеджами». Их возводили сразу после войны, так что с большой долей вероятности на стройках были заняты и пленные немцы. Но сами проекты «коттеджей» были разработаны ленинградскими архитекторами, среди которых в 1945 году проводился конкурс. Помимо экономичности и простоты конструкций в условиях значились «хорошая связь квартир с земельными участками» и «от дых населения на территории самой застройки». Это значит, что под окнами каждого дома до сих пор огромные палисадники, рядом расцветают яблони и груши — нет, сливы, дворы зеленые и уютные, на веревках сушится белье, дошкольники гуляют без взрослых. Ни за что не подумаешь, что это Петербург, скорее кажется, что попал в небольшой провинциальный городок, ведь такие «дохрущевские» кварталы встречаешь до сих по всей стране — от Николаева до Инты. Для застройки Кировского района после конкурса 1946 года выбрали проекты архитекторов Белова и Каменского. 1951

На Севастопольской улице (бывшая 2-я Турбинная)


3

Свобода
и запущенность

Квартал не только послевоенный и малоэтажный, но в значительной степени конструктивистский. А это значит, что большинство домов — с деревянными перекрытиями и лестницами, квартирами без ванн, многие здания строились как общежития, и изношены они до крайности. Ничего удивительного, ведь эти дома, хотя среди них есть и памятники архитектуры, как баня «Гигант», никогда не ремонтировались. Там, где заботу о доме взяли на себя жильцы, «коттеджи» на двенадцать квартир выглядят прилично и ухоженно, но много зданий откровенно запущенных. Некоторые из них, как жилмассив на Турбинной, признаны аварийными и частично расселены. Брошенные квартиры заселяют гастарбайтеры и их семьи. Гуляя летним вечером по Промышленной или Оборонной улице, можно встретить вообще лишь южных людей. Ну да, они не уезжают на каникулы, но похоже, их здесь много еще и потому, что они самые невзыскательные съемщики. Символы безвременья — руина бани и заросли гигантского репейника в саду за профилакторием. Зато вся территория — дворы, калитки и ворота, а порой и парадные — открыта. Гуляйте на здоровье. Анна Петрова

 
Местный
Местный

Катерина Забайрачная

музыкант — о домах
с толстыми стенами
О
бщежития Санкт-Петербургской консерватории находятся на улицах Зенитчиков и Доблести, так что дорогу до них по проспекту Стачек все иногородние студенты в годы учебы изучили детально. И невольно привязались к этой трассе. Дом № 9 на Стачек, где мы с мужем после получения дипломов сняли комнату, был построен для специалистов Кировского завода. Наша хозяйка была дочерью главного инженера, получившего в 1930-е годы трехкомнатную квартиру. Сейчас ее не назвать просторной, крошечная прихожая, но окна выходят прямо на памятник Кирову. Поскольку проспект — напряженная транспортная магистраль, мыть эти окна приходилось очень часто. Но дом добротный, с толстыми стенами, а для музыкантов это важно. Привыкнув в общежитии заниматься на инструменте до часу ночи, мы в панельных домах просто не выживаем. Соседи уже после девяти начинают стучать по батарее. Так что плохая слышимость для нас главный критерий недвижимости. Мы настолько привыкли к этому району, к сталинскому ампиру, к просторным парадным, высоким потолкам, торжественности и нарядности домов и дворов, что свою комнату купили тоже на проспекте Стачек. И тоже в доме работников Кировского завода, но уже не специалистов, а рабочих. Теперь потолки у нас 4,5 метра (мы даже сделали в комнате второй этаж), окна выходят на усадьбу Дашковой, в подъезде — колонны. Но это было все-таки общежитие, поэтому семикомнатная квартира до сих пор коммунальная, как и все остальные в нашей парадной. Гулять с малышом мы ходим в парк имени 9 Января — он настолько большой, что там не слышен шум транспорта, можно загорать на траве, играть в бадминтон, отчаянные мальчишки рискуют купаться в пруду вместе с собаками. Другой приличный парк — Екатерингоф, с лодками и катамаранами. Гулять можно и по тихим кварталам, застроенным «немецкими коттеджами». Там обстановка вообще как в доме отдыха.

Стадион «Адмиралтеец» на Баррикадной улице




























Журнал Хроника Надзиратель
№8 (125) август