конце XVIII века существовал проект по украшению всех въездов в столицу монументальными воротами. Любимый архитектор Екатерины II Джакомо Кваренги спроектировал их с десяток разных, но в итоге лишь два тракта приводили к монументальным въездам: Московский и Нарвский. Именно по ним вступали в столицу войска-победители. Вот как описывают Аркадий и Михаил Гордины в своей книге «Былой Петербург. Пушкинский век» возвращение русской гвардии из Парижа: «30 июля 1814 года с рассвета весь народ высыпал на улицы. Толпы тянулись к южной окраине столицы, на Петергофскую дорогу. Туда направлялись коляски и кареты знати, туда везли седоков извозчики, скакали всадники — военные и штатские. За Нарвской заставой выстроились гвардейские полки — Преображенский, Семеновский, Измайловский, Егерский, Гвардейский экипаж. Еще четыре месяца назад эти полки стояли лагерем под Парижем. Пройдя с боями тысячи верст, освободив Европу от наполеоновского господства, они завершили свой поход во французской столице. Несколько недель отдыха, и в июне 1814 года гвардейская пехотная дивизия через Нормандию направилась в Шербур, где погрузилась на корабли. Плыли пять недель. Несколько дней гостили в Англии. И наконец увидели родные берега. Поначалу полки разместили в Петергофе и Ораниенбауме. 27 июля выступили к Екатерингофу и стали лагерем на окраине столицы. <…> Торжественное вступление в столицу назначено было на 30 июля. Возле Нарвской заставы поставили триумфальные ворота в классическом
стиле: деревянные, но богато украшенные изображением доспехов, фигурами воинов. Венчала триумфальную арку колесница Славы с шестеркой вздыб ленных коней. К четырем часам дня войска выстроены на второй версте от города и торжественным маршем направились в казармы. По всей дороге их встречали радостными криками, из окон летели цветы.
| |
Вечером город был иллюминирован. “Нынешний день принадлежит к числу прекраснейших усладительных дней, которыми одарил нас мир, оный останется навсегда незабвенным в сердцах наших!” — писала петербургская газета “Русский инвалид”». Заманчиво перенестись на двести лет назад и представить, что перед площадью Стачек с двух сторон от проспекта стоят деревянные трибуны-амфитеатры, с которых кричат «ура» и дамы чепчики бросают, а кони-люди не обходят ворота по кругу, как сейчас, а вступают в город сквозь них. Но… И ворота были не те, и стояли не там. Временная триумфальная арка, возведенная по проекту Кваренги, встречала войска у Обводного канала. Когда те деревянные ворота обветшали, их возвели заново по проекту Владимира Стасова, который в целом сохранил замысел Кваренги, воплотив его в камне. Почему же ворота переехали на свое нынешнее место? Потому что за десять лет город разросся и застава по Петергофской дороге переехала к реке Таракановке. Заставами называли пограничные пункты на въезде в город, где у въезжающих проверяли документы. Когда-то это была и таможенная служба, но Екатерина Вторая упразднила внутренние таможенные барьеры, чтобы оживить торговлю. Раньше у Нарвских ворот (как и у Московских) сбоку стояли еще и кордегардии — помещения для караульных. Нарвскую снесли, когда строили фабрику-кухню, ныне Кировский универмаг.
анятно сопоставить вид на Нарвские ворота в середине XIX века, когда современник (Пушкарев) сравнивал Петергофскую дорогу с Елисейскими Полями и находил ее «даже превосходящей изяществом лондонскую New Road», с фотографией, сделанной с самих ворот в 1926 году. Загородные дачи, участки под которые были розданы на этом отрезке дороги в 1762 году, с середины XIX века, после перенесения всюда чугунолитейного казенного завода (будущий Путиловский, затем Кировский), начали
|
|
угасать. Сады и барские дома уступили место рабочим баракам и мелким фабричным производствам. Если от Автова до Петергофа усадебная застройка с парками, каналами и прудами сохранялась до войны, то на землях ближе к городу ландшафт урбанизировался значительно быстрее. Крупные участки были поделены на более мелкие и проданы различным
владельцам. Их имена сохранялись в топонимике до 1950-х годов. Так, Промышленная улица звалась Болдыревым переулком, Оборонная — улицей Поварухина, Зои Космодемьянской была Ушаковской. На месте бань стояла Алафузовская больница, устроенная для рабочих купцом Иваном Алафузовым. На фотографии видны дореволюционный дом с башенкой на левой стороне улицы Стачек (стоит до сих пор), а справа — церковь Успения Богородицы (Болдыревская). Энциклопедия «Храмы Петербурга» указывает, что ей предшествовал молитвенный дом, где студенты Духовной академии проводили внебогослужебные беседы для простого народа, стремясь оградить его от влияния сектантов. Церковь простояла двадцать лет и была снесена в 1929 году «по требованию рабочих завода “Красный путиловец”». Труба правее церкви принадлежит бывшей белильной фабрике Болдырева, в советское время перешедшей заводу «Ленсукно» (Фабрика имени Тельмана). Сейчас в ее уцелевших кирпичных корпусах — торговый комплекс и офисы.
Самое высокое и заметное здание — только что возведенная в честь 10-летия Октября школа с башенкой-обсерваторией (интересно, был ли там установлен телескоп?).
Она — знак того, что скоро эта местность радикально изменится. Узкая улица Стачек превратится в проспект, на ее повороте будет создана просторная площадь со зданием райсовета и памятником Кирову. Не снесенные в 1930-х деревянные дома (в глубине квартала) в войну будут разобраны на дрова, а на их месте построят малоэтажные «коттеджи» для рабочих окрестных заводов. Анна Петрова
|