На карту

Пионерский музей в 209-й средней школе. 1963 г.
В 130-м квартале целых пять школ, здесь учится где-то 1600 детей из семей всех уровней достатка. Школа №220 появилась в 1959 году, когда в глубине квартала для нее построили типовое кирпичное здание. Она была призвана обслуживать потребности своего микрорайона, и эта функция сохраняется за школой до сих пор. Здесь учатся дети коммуналок Пушкинской, Марата, Лиговки. По словам директора школы Андрея Клочко, примерно половина учеников – из сложных семей. У кого-то в квартире крысы, у кого-то соседи с открытой формой туберкулеза. Это дети улицы. «Летом все мороженщицы в округе – наши старшеклассницы», – добавляет господин Клочко. Нескольких учеников 220-й из состоятельных семей попросту за двойки выперли из всех других учебных заведений. Участок вокруг 220-й детьми, которым просто нужно пройти мимо, интуитивно всегда воспринимался, да и воспринимается, как опасный. История нынешнего директора – сюжет для голливудского фильма о проблемах среднего образования в негритянских гетто. Когда три года назад господин Клочко пришел сюда, в школе существовала официальная курилка для учеников, чуть ли не открыто продавались наркотики, орудовала банда пятиклассников, отбирающих мобильные телефоны у сверстников. Через два месяца, выходя утром на работу, новый директор получил несколько ножевых ранений и был госпитализирован в Военно-медицинскую академию. С тех пор ситуацию удалось переломить в лучшую сторону. Но и сейчас сообщение на доске объявлений о трех учениках, в состоянии алкогольного опьянения доставленных со школьного КВНа в 78-е отделение милиции, удивления не вызывает.

Сложный контингент школы требует жесткого подхода. Директор Клочко, отслуживший в армии, руководитель скаутской дружины, православный (день своего ранения в разговоре обозначает – «в страстную среду»), поклонник президента Путина, может такой обеспечить. Различные культмассовые мероприятия в жизни школы занимают особое место. Сумма внешних условий и усилий по поддержанию в школе порядка неминуемо приводит к ее превращению в своеобразный инкубатор по выращиванию сторонников партий фаворитов минувших думских выборов. Людей вполне приличных, но со специфическими представлениями об оппозиции: свое – чужое. В условиях тотального недофинансирования школы и отсутствия состоятельных спонсоров 220-я выживает за счет депутатских фондов и родителей, которые здесь сами делают то, за что в соседних учебных заведениях платят персоналу.

Школьная программа расширена за счет использования гуманитарных курсов «Новая смена» и особой программы правового обучения. С первого раза в вузы поступает 35% выпускников. Для тех, кто продолжить образование не хочет или не может, в школе есть определенная страховка – духовой оркестр, который дает возможность проще поступить в военный вуз или приемлемо отслужить в армии. С каждым годом детей в 220-й школе все меньше. Сказывается и демографическая яма, и расселение окрестных коммуналок. К 2010 году школа вообще может прекратить свое существование. Во-первых, здание школы подлежит сносу или капитальному ремонту как хрущевка, во-вторых, ведущаяся реконструкция квартала может попросту не оставить школе места.

 

Противоположность 220-й – гимназия №209, а также две частные школы – «Дипломат» и школа Герценовского университета. Во всех обеспечивают стопроцентное поступление в вузы, правда, тут же оговариваются, что на сегодняшний день большой заслуги школы как таковой в этом нет. Частные школы – вариант более дорогой. Например, в Герценовской, которую создала возглавлявшая Комитет-300 досточтимая Наталья Батожок, речь идет о 500 евро в месяц. За эти деньги – обучение в классах по 5—10 человек, расширенная гимназическая программа. Информация о школах противоречивая. Официальные источники говорят о высоком классе преподавателей и психологическом комфорте учащихся, неофициальные утверждают, что фактически школьники могут крутить учителями как угодно.

Все эти процессы проще проследить на примере более открытой гимназии №209. Само наличие 209-й гимназии в квартале резко повышает его капитализацию. Школа появилась в 1989 году, ее открывал тогдашний первый секретарь Обкома Борис Гидаспов; в городе ее поначалу иронически называли «Гидасповским лицеем». На тот момент в ней привлекали революционное отсутствие формы, широко разрекламированная возможность заграничных поездок учеников, старое школьное здание со специальными, выходящими в коридор, окнами классов, за которыми родителям уже мерещились дореволюционные классные дамы. Предусматривались несложные вступительные испытания и собеседование. Первые наборы были действительно неплохи. Образование давалось вполне достойного уровня, хотя воображения не поражало. Сейчас, правда, создается впечатление, что многие из тех, кто поступил тогда в 209-ю, канули в лету наступившего чуть позже расцвета рейв-культуры. В городе существует ряд школ, номера которых не просто цифры, а вполне осмысленное слово. 209-я – одна из первых в их числе. За пятнадцать лет истории школы стандарт потребления сильно изменился, но, в сущности, то, что привлекало в ней тогда, привлекает и сейчас.

Наконец, школа №207: открылась еще в 1936 году и уже давно имеет в городе репутацию «хорошей английской школы». На фоне соседей ее можно назвать наиболее близко соответствующей прямой функции школы – учить, а не поддерживать дисциплину или решать за родителей проблемы воспитания детей. В пользу 207-й свидетельствует и то, что, в отличие от 220-й и 209-й, здесь открыты, а не заперты входные двери (охрана, конечно, присутствует). В вузы поступает 99% выпускников школы. С 10-го класса программа предполагает специализацию по техническому, гуманитарному или естественнонаучному направлению. Ряд предметов ведется на английском языке, существует программа подготовки гидов-переводчиков (такая же есть и в гимназии №209), проводятся занятия в Эрмитаже. Около 40% учеников проживает в непосредственной близости от школы, 80% – в пределах Центрального района. 207-я интересна и тем, что это одна из немногих школ, где была создана действенная система самоуправления. В первую очередь она позволяет школе восполнить недостаток финансирования со стороны государства. Родительский комитет выбирает попечительский совет школы. Последний возглавляет исполнительный секретарь СНГ, а состоят в нем член Совета Федерации и начальник управления Центробанка в Петербурге, сомневаться в эффективности всей системы просто глупо.



№14 февраль 2004