Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №10 (153) октябрь
На карту

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ


Неупиваемая ЧАША

Воскресенскую церковь построили в начале ХХ века для Всероссийского общества трезвости.


Комиссия Общества трезвости в день приема новых членов. Фото Карла Буллы. 1911 год


В
оскресенская церковь строилась в 1904 году для Всероссийского Александро-Невского общества трезвости. В краснокирпичном здании по соседству размещались библиотека и школа общества. Пьянство было и остается самой большой бедой России. Во второй половине XIX века проблема национального алкоголизма стала серьезно волновать власть, и в 1889 году Святейший синод официально предложил духовенству не ограничиваться молитвами и призывами к покаянию, а заняться активной профилактикой на местах. Создаваемые по всей стране общества трезвости были призваны «отвлечь различными путями народ от трактирной обстановки, создать для него разумные и привлекательные развлечения, поднять духовный уровень населения, расширить его кругозор, дать здоровую пищу, позаботиться о телесном здоровье». Вступая в общество, будущий трезвенник, держа руку на Писании, перед лицом своих товарищей торжественно обещал не брать в рот спиртного. Если был грамотным, писал заявление: «Помоги мне, Господи, силою Креста и Евангелия в продолжение… (время варьировалось: шесть месяцев, год или вся жизнь. — Прим. ред.) не употреблять никаких спиртных напитков для спасения своей души и благого примера на других в этом же отношении». На собрании новообращенному выдавали «священный лист трезвости»,



  образ местного святого, и с того дня его имя обязательно поминалось в молитвах о здравии на ектенье в праздники. Трезвенник должен был также воздерживаться от сквернословия и уговаривать родных и знакомых бросить пьяную жизнь и записаться в члены братства. За нарушение обещания виновные подвергались выговору, денежному штрафу, а в случае повторных нарушений — исключению из рядов.
А
лександро-Невское общество трезвости, открытое 30 августа 1898 года, было самым крупным в столице. К 1910 году в его рядах насчитывалось около семидесяти тысяч человек. Развивая «не одну частичную добродетель воздержания от спиртных напитков, но целостное христианско-органичное начало жизни», общество, ставшее в 1914 году Всероссийским братством, устраивало для своих членов просветительские чтения, иногда со «световыми картинами» (диапозитивами), беседы по медицине и гигиене, астрономии и геологии. Поднимая «духовнонравственный уровень», братство развлекало не только непритязательными гуляньями, но и духовными концертами, драматическими и оперными спектаклями. Трезвенники брали из библиотеки при Воскресенской церкви духовные книги, по воскресеньям посещали храм и причащались. За соблюдением обещаний следили тридцать пять избранных наблюдателей.



  Раз в неделю, по четвергам, они докладывали учредителю общества отцу Александру Рождественскому о состоянии дел. Со временем общество обросло филиалами, издавало три журнала, сотни книг, брошюр, воззваний, листовок. Народные листки о вреде пьянства, «искорки» — копеечные брошюры для народа — распространялись по всей стране. Для детей устраивались праздники, занятия, прогулки, работали бесплатные музыкально-хоровые классы, катки, спортзалы. Деревянная церковь, стоявшая на месте существующей, уже не могла вместить всех желающих, и общество, собрав необходимые средства (25 тысяч рублей дал Николай II), заложило в 1904 году каменную. Просторный бесстолпный храм на четыре тысячи человек с большим сферическим куполом и железобетонным сводом (архитекторы Герман Гримм, Густав фон Голи и Андрей Гун) удачно сочетал черты модерна и традиционной русской архитектуры. Образцами для внутренних росписей служили картоны, с которых делались мозаики Спаса на Крови. После революции все достижения братства по борьбе с пьянством оказались сведены на нет. Церковь закрыли в 1930 году, в школе, отданной Клубу железнодорожников, по инерции и в советское время еще работали кружки, библиотеки и кинотеатр. Сейчас кино показывают в соседнем «Варшавском экспрессе», а с пьянством по-прежнему борются в «Варшавке», где в 1989 году возобновились службы. А.П.



























Журнал Хроника Надзиратель
№10 (153) октябрь