Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №10 (153) октябрь
На карту

ИДОЛЫ


Тайные и ЯВНЫЕ

Уж сколько веков не исповедуют славяне язычества, а все норовят воздвигнуть бронзовых и каменных истуканов.

На фотографии 1939 года видно, что корпуса жилмассива стоят среди деревянных домов


В
советское время главный фасад Варшавского вокзала украшала монументальная фигура Ильича, привычным жестом, вероятно, указывавшего приезжим, в какой стороне расположены основные достопримечательности Ленинграда. Создатель сего монумента — Николай Томский, для которого кварталы за Обводным стали местом настоящего бенефиса. На территории бывшего Завода подъемнотранспортного оборудования имени С. М. Кирова до сих пор обитает почти никому не видный Сергей Миронович, двойник которого, но в кепке, украшает Кировскую площадь в одноименном районе. А на территории бывшего «Петмола» можно отыскать облезлый бюст Кирова — по всей видимости, типовое творение все того же Томского, ставшего настоящим специалистом по портретам первого секретаря Ленинградского обкома. Томский — правильный советский ваятель, его образцовой карьере не помешал даже неудачно выбранный псевдоним (сын сельского кузнеца Николай Гришин в молодости мечтал стать актером). В 1930-е годы, когда были преданы партийной анафеме Лев Троцкий и Михаил Томский, творческий тандем скульптора Томского и архитектора Троцкого никого не смущал. Именно Томскому поручили к столетию Гоголя заменить недостойный великого писателя памятник работы Николая Андреева в Москве на более однозначный, словно из учебника «Родная речь». А вот отчего на территории все того же «Петмола» в начале 1980-х бетонного Ленина знаменитого скульптора Сергея Меркурова заменили на работу малоизвестных местных умельцев — зато из гранита! — непонятно. Впрочем, и в этом случае словно бы выступающий с трибуны поясной Ленин в сопровождении цитаты из Маяковского кажется примером вполне грамотной скульптуры. Поистине, все познается в сравнении, и кто желает увидеть настоящую безвкусицу и китч, не те старорежимные, над которыми под конец советской эпохи принято было смеяться, а новейшие, тому следует посетить территорию храма Воскресения Христова. Михаил Переяславец изобразил последних русских государей Николая и Александру взявшимися за руки. Поводом к установке монумента немного странной иконографии (без детей) стал тот факт, что церковь была заложена в 1904 году в ознаменование 10-летия монаршей свадьбы. Следовательно, момент их свадьбы и изображен, как говорят, во славу всякого брачного союза, каковых в этой церкви заключается, наверное, немало. Все бы ничего, только рядом с каменными и железными вождями и героями былых лет эти двое выглядят сущими манекенами, мелочными и фальшивыми. С исчезновением вокзального Ленина и скорым сносом оставшихся скульптур, которых все равно никто не видит, только эти двое и будут отвечать в «сером поясе» за монументальную пропаганду. Томский — правильный советский ваятель, его образцовой карьере не помешал даже неудачно выбранный псевдоним (сын сельского кузнеца Николай Гришин в молодости мечтал стать актером). В 1930-е годы, когда были преданы партийной анафеме Лев Троцкий и Михаил Томский, творческий тандем скульптора Томского и архитектора Троцкого никого не смущал. Именно Томскому поручили к столетию Гоголя заменить недостойный великого писателя памятник работы Николая Андреева в Москве на более однозначный, словно из учебника «Родная речь».

А вот отчего на территории все того же «Петмола» в начале 1980-х бетонного Ленина знаменитого скульптора Сергея Меркурова заменили на работу малоизвестных местных умельцев — зато из гранита! — непонятно. Впрочем, и в этом случае словно бы выступающий с трибуны поясной Ленин в сопровождении цитаты из Маяковского кажется примером вполне грамотной скульптуры. Поистине, все познается в сравнении, и кто желает увидеть настоящую безвкусицу и китч, не те старорежимные, над которыми под конец советской эпохи принято было смеяться, а новейшие, тому следует посетить территорию храма Воскресения Христова. Михаил Переяславец изобразил последних русских государей Николая и Александру взявшимися за руки. Поводом к установке монумента немного странной иконографии (без детей) стал тот факт, что церковь была заложена в 1904 году в ознаменование 10-летия монаршей свадьбы.

  Следовательно, момент их свадьбы и изображен, как говорят, во славу всякого брачного союза, каковых в этой церкви заключается, наверное, немало. Все бы ничего, только рядом с каменными и железными вождями и героями былых лет эти двое выглядят сущими манекенами, мелочными и фальшивыми. С исчезновением вокзального Ленина и скорым сносом оставшихся скульптур, которых все равно никто не видит, только эти двое и будут отвечать в «сером поясе» за монументальную пропаганду. И.С.






























Журнал Хроника Надзиратель
№10 (153) октябрь