Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №11 (154) ноябрь
На карту

ФОРМАЛЬНОЕ СОВЕРШЕНСТВО


РОТОНДАна Пороховых

Среди многочисленных храмов, некогда украшавших восточные районы города, церковь Ильи Пророка самая старая (основана в 1715 году), необычная и, пожалуй, художественно совершенная. Только она, не считая храма на Большеохтинском кладбище, и дожила до наших дней.


Воссозданный в 1990-е годы образ Спасителя на деревянном потолке храма усиливает волшебное переживание круга


Г
лавная особенность церкви — план, в основе которого круг. Не то чтобы это была какая-то редкость, но все же таких церквей немного. Всякий профессионал, бросив беглый взгляд на план круглого здания, легко укажет на главный его недостаток. Как перекрыть пространство такого рода? Если, конечно, речь идет не о садовой беседке, более-менее вместительный цилиндрический объем допускает не так уж много вариантов. Скорее всего, выбирать придется между трудоемким и дорогим каменным куполом и недолговечным, легковоспламеняющимся деревянным потолком. В нашем случае выбор был сделан в пользу последнего решения, оттого и этой церкви, посвященной ответственному за громы земные и небесные пророку Илии, случалось быть жертвой пожара… Однако все тот же профессионал охотно признает наличие у круглого плана неоспоримых достоинств, перевешивающих любые недостатки. И самый простой человек, оказавшись в подобном здании, способен ощутить удивительную притягательность окружающего его пространства. Если встать в центре, то кажется, все здесь создано для тебя одного, ты буквально центр мироздания, напрямую общаешься с Богом. Еще теоретики итальянского Возрождения объявили круглые в плане здания наиболее совершенными, так как идеальнейшей из фигур является круг и именно ему подобает воплощать идею божественного совершенства. Идеальный храм должен быть в плане только таким — вот к чему они призывали. Однако едва ли цилиндрические, часто увенчанные величественной полусферой постройки нуждались в каком-то возрождении. В чем точно ошибались итальянские зодчие, так это в том, что греки, творцы всего истинно прекрасного, храмы свои строили в основном такими — круг лыми в плане. Как разочаровала бы их встреча с настоящей древнегреческой архитектурой, преимущественно уныло прямоугольной! Впрочем, круг лые постройки встречались и там, именно греческий толос (цилиндрический храм), окруженный колоннадой, воспроизвел в своем павловском храме Дружбы никогда не бывавший в Греции Чарльз Камерон. Вообще же, представление о формальном совершенстве круга свойственно, наверное, всем народам Земли, но круглых зданий больше все-таки на Западе. Так, в Риме прекрасно сохранился цилиндрический языческий Пантеон, увенчанный никем не превзойденным куполом. Колонны эту махину не окружают, но образуют приставленный ко входу портик, в чем можно усмотреть римский — в противоположность греческому — вариант ответа на вопрос, где поместить в таком сооружении колоннаду (храм на Пороховых со единил оба подхода). Однако кажется, что изначально подобные сооружения возводились вообще без колонн, как простые цилиндры. Их функция в Древнем Риме, а еще раньше у этрусков — погребальная. Вновь круг с идеей смерти, точнее, победы над ней связали в IV веке строители храма Гроба Господня, создав сложный комплекс, главный элемент которого — ротонда, отмечающая место временного погребения Христа. С востока к ней примыкает собственно церковь.

В
общих чертах здание это сохранилось до наших дней, оставаясь главной святыней христианства, которой многие пытались подражать. Жители средневековой Европы кое-что слышали об этом памятнике от паломников и участников крестовых походов, знали, что есть там ротонда — явление в архитектуре довольно редкое. Ее-то и старались воспроизвести, не стремясь к точному подобию. Иногда, как в Лондоне, ротонда оказывалась в западной части церкви. Похожим образом в Пизе напротив западного входа в собор был поставлен необычайно

Подмокловская ротонда в окрестностях Москвы (1714–1722 годы)


большой круглый баптистерий (чаще здания такого назначения строились восьмиугольными), с собором, впрочем, не соединенный. Но в большинстве случаев ротонду помещали в алтарной, восточной части, как на Пороховых, а также в Москве — на Ордынке, в селе Пехра-Покровское под Москвой. Таким был романский собор Дижона, собор в испанской Гранаде, церковь ордена тамплиеров (то есть рыцарей — хранителей того самого иерусалимского храма) в португальском Томаре. Нередко строители вообще ограничивались возведением одного круглого здания, которое уже своим необычным планом отсылало к далекому прообразу. Ротонды могли быть очень большими, как храм в Брешии, до XX века остававшийся единственным круг лым христианским собором, и очень маленькими, часовнями, отчего-то особенно поп1лярными в Чехии, Трансильвании и Дании.

Ротонда в чешском городе Зноймо (XII век)


Название французского населенного пункта Живри-Сен-Сепюлькр (то есть Живри — Гроб Господень) не должно было оставить никаких сомнений относительно того, чему посвящен его главный, конечно же круглый, храм.
 
К
ажется, в каждой стране Западной Европы можно найти хоть один пример подражания важнейшей святыне христианства, во имя обладания которой совершались когда-то крестовые походы. По-иному обстояло дело на востоке континента. Жители Византии проявляли к цилиндрам еще меньше интереса, нежели древние эллины, соответственно, и нам они передали любовь к круглым завершениям (куполам), но не к круглым (от основания) храмам. Ротонды в Киевской Руси — тема археологических изысканий, если они и были, то давно исчезли без следа. И итальянцы эпохи Возрождения вкуса к такого рода постройкам консервативным московитам привить не смогли. Строительство круглых церквей начинается у нас с совершенно уникального эксперимента по довольно точному (совсем не в духе западного Средневековья) воспроизведению храма Гроба Господня в Новоерусалимском монастыре под Москвой. Естественно, там была и ротонда, причем увенчали ее коническим шатром, ненадежным, впоследствии рухнувшим. Спустя еще несколько десятилетий, уже при Петре, в России появилась и отдельно стоящая церковь-ротонда, возведенная малоизвестным зодчим Лоренцем Фонфикином в имении Подмоклово под Серпуховом. Показательно, что для подобного эксперимента выбрали частный усадебный храм: так уже строили в России шатровые церкви у себя и для себя представители тогдашней элиты, храмы небольшие по площади, не рассчитанные на толпы городских прихожан и последним вообще неведомые. В окрестностях Петербурга первую круглую церковь спроектировал при стрельнинском дворце Николо Микетти, но построить не смог. Зато неподалеку, в Троице-Сергиевой пустыни, круглый храм, больше похожий на крепостную башню, сумел осуществить Пьетро Трезини. Если подмокловскую ротонду окружала аркада, то здесь ограничились четырьмя выступами-ризалитами с парой колонн по бокам каждого — мотив вполне барочный. Впрочем, для этого стиля круг был фигурой слишком простой и ясной, так что вновь круг лые церкви стали строить у нас только при Екатерине II. И опять не в центре города! Храм-ротонда по явился в селе Александровском по дороге в Шлиссельбург. Это знаменитая Троицкая церковь, за свою не обычную форму прозванная в народе Кулич и Пасха, — собственно, в роли кулича (правда, довольно странного — с колоннами) и выступила полноценная ротонда.

А
втор ее, Николай Львов, прославился какой-то особой тягой к круглым зданиям (храмы в селе Никольском, в Диканьке, Торжке). Есть основания именно ему приписать также авторство церкви на Пороховых — пускай документальных подтверждений не найдено, достаточно и стилистического сходства. Называют, правда, еще Юрия Фельтена и Ивана Старова. Последнего не знаю, на каком основании, а первого, вероятно, за сходство алтарной (северной) части Анненкирхе в Петербурге с нашим храмом — там ведь тоже колонны ионического ордера на постаментах, и если дополнить это апсидное закругление до круга… Но так просто ротонды не получаются, иначе бы они встречались гораздо чаще, особенно в России, где как раз устройство апсид долго было непреложным правилом. Забавно, но если все последние бумажные публикации осторожны в ссылках на возможное авторство Львова, то «Википедия», напротив, на соответствующей

Дмитрий Левицкий. Портрет Николая Александровича Львова. 1780-е годы


странице однозначно утверждает, что это он. Думаю, стоит с ней согласиться. Уникальный авторский почерк угадывается в том, что колоннада, окружающая храм, неполна. Возможно, ее утрата с западной стороны - следствие пристройки колокольни (об этом далее), но с восточной стороны колоннады не было никогда, вместо нее здесь полуколонны, словно уходящие в стену, за счет чего увеличивается интерьер. Так же устроены другие ротонды Львова — не только Кулич на проспекте Обуховской Обороны, но и, к примеру, церковь Святой Екатерины на Валдае. И то правда, странно было бы прогуливаться по внешней колоннаде за алтарем православной церкви! А вот у лютеранской кирхи Фельтена такой проход имеется. Стоит отметить, что все перечисленные постройки — и отечественные, и зарубежные — не имеют прямого отношения к римскому Пантеону, о существовании которого внезапно вспомнили в XVI веке, после чего иерусалимская святыня почти сразу утратила актуальность: зодчие уже не подражали ей, а, напротив, начали уделять все больше внимания бывшему языческому храму. В классицизме XVIII — начала XIX века, захватившем уже и Россию, появляется впечатляющее число очень точных реплик этого здания. Есть они и в нашем городе, но церковь на Пороховых к их числу не относится, ибо такая важная деталь всех этих сооружений, как портик, в ней — результат позднейшей перестройки. Кстати, дивная церковь в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» на проспекте Чернышевского сделана еще хитрее: там ротонда спрятана в кубическом объеме и снаружи не видна. Появлению тотально цилиндрических церквей в плотной застройке городского центра препятствовала банальная трудность включения их в сетку прямоугольных кварталов.

  В Петербурге, однако, чуть было не появился второй (после брешианского) круглый храм: если бы в конкурсе на строительство Казанского собора победил в целом малоудачный проект Тома де Томона, мощная ротонда воздвиглась бы тогда в самом центре Петербурга! А так ограничились строительством еще нескольких зданий по окраинам: Благовещенской церкви в Старой деревне и несохранившегося храма Новосильцевской богадельни в начале проспекта Энгельса. Все это уже памятники эпохи заката классицизма. «Русский стиль» Николая I и его преемников, ориентировавшийся на допетровское зодчество, конечно, круглым храмам не благоволил. Вновь появиться такого рода постройки могли в эпоху модернизма с его любовью к элементарным планам, но во времена, когда, к примеру, в Ливерпуле и Бразилиа возвели два новых круглых собора, у нас ни о каком церковном зодчестве речи быть не могло. Круглыми становились бани, клубы и вестибюли метро.

В
ообще, церковь на Пороховых чистой ротондой перестала быть уже в начале XIX века. Вероятно, храм оказался недостаточно вместительным, ведь он был призван обслуживать целый завод, не какую-нибудь скромную деревню.

Деталь портика теплого храма Святого Александра Невского, пристроенного Федором Демерцовым


Конечно, сравнение с усадебной архитектурой здесь может показаться не слишком корректным, но как Разлив на Охте напоминает пейзажный парк, как в принципе вся тогдашняя индустрия была несравненно ближе к природе, к сельскому хозяйству, стало быть, и к усадьбам, так и в церкви главное то, что она не городская, и потому ее ближайшие аналоги всетаки храмы окрестных сел, не только Александровского, но и Мурина (тоже по проекту Львова). Круглый храм пришлось расширять, точнее, строить рядом отапливаемую зимой церковь Александра Невского, увенчанную колокольней. Ее-то автор установлен документально, это восстанавливавший заводы после очередной катастрофы Федор Демерцов, зодчий таланта более скромного, даже провинциального. Нечто нестоличное заметно в расположенных на фасаде рельефах со священными сосудами, издалека похожими на вазочки с цветами, равно как и в странном портике — вроде и не полуколонны, а полноценного прохода нет, и в примитивных пилястрах яруса звона. А вот устройство колокольни прямо над церковью близко к древнерусским храмам «иже под колоколы», не чуждым и Новому времени (как у того же Львова в Мурине). Где была колокольня у Ильинской церкви в первые двадцать лет существования, теперь уже сказать невозможно. В любом случае надо попытаться представить себе храм немного другим — с куполом, как на с. 5, и без всяких пристроек. Малоудачны и стык с колокольней, и особенно апсида, но авторов этих дополнений не стоит ругать: очень трудно пристроить что-либо к кругу. Колокольня была ниже на целый ярус, и только в начале XX века ее надстроил архитектор пороховых заводов Владимир Симонов, также переделавший купол. Силуэт храма поменялся радикально, но едва ли стоит говорить об искажении в смысле уродования, обезображивания. Правильнее сказать, что двести лет (а именно столько прошло между проектом Львова и началом восстановления после возвращения верующим) он естественным образом разрастался, как дерево, менял форму, оставаясь собой и уж точно не становясь хуже. Основа, заданная Львовым и отсылающая к иеру салимскому прообразу, остается целой и слишком очевидной, чтобы не обратить на нее внимание — и не удивиться в который раз такому необычному плану. И. С.


Местный
Местный

Игорь Александров

протоиерей, клирик
храма Cвятого
пророка Божия Илии
К
огда храм в 1988 году возвратили церкви, у нас имелся обширный список нуждающихся, которым распределяли гуманитарную помощь. Потом помощь иссякла, но в последние годы социальная работа возобновлена, и про эту деятельность — раздачу старых вещей — знает, наверное, весь район. Уже в декабре 1991 года при храме открылась воскресная школа. Это было велением времени, каждый год записывали больше ста детей. Мы ориентируемся на непрерывное обучение: есть у ребенка интерес — он будет взрослеть и посещать все более серьезные занятия, окончив детскую школу, сможет обучаться в молодежной группе, а если чего-то не узнал даже за это время, то придет на занятия для взрослых. Воскресная школа стала ядром прихода, потому что прошло двадцать с лишним лет, и к нам идет новое поколение, дети тех, кто когда-то посещал первые занятия. Само расположение храма, не транзитное, не такое, что вышел из метро — зашел в храм поставить свечку, помогло тому, что сложился постоянный контингент прихожан. Для взрослых есть «курс молодого бойца», обращенный к тем, кто совсем ничего не знает. Там всего понемножку, но за год человек получает некоторые знания, и его уже не поймаешь на оккультные крючки. Конечно, многое изменилось за двадцать пять лет, и не все к лучшему. Так, когда в советское время имели место коллективистские мифы и советский человек говорил, что Бог у него в душе, это, как ни странно, было более весомо, чем в устах современного человека. Ныне человек, воспитанный на индивидуалистских мифах, воспринимает Бога как карманного, которого достают, используют и убирают до следующей необходимости… Мы уже четыре года проводим в мае фестиваль народной музыки «Гуди гораздо», главное событие которого — концерт под стенами храма. Стремимся, чтобы люди больше узнали о своей культуре.



























Журнал Хроника Надзиратель
№11 (154) ноябрь