 Всеволод Владимирович Инчик
ассказывает док-
тор технических наук, профессор кафедры химии Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета Всеволод Владимирович Инчик: «Первый клейменый
кирпич я увидел на полу моей кухни, когда в 1942-м вернулся из стационара, куда меня — истощенного подростка — положили подлечиться. Мама дежурила в госпитале сутками, и в нашей квартире на проспекте Маклина во время обстрела, к счастью, никого не было. На том кирпиче значилась фамилия Елисеев. Естественно, я спросил: “Не тот ли, чей магазин на Невском?” “Не знаю”, — вздохнула мама. После этого я стал тащить домой кирпичи из разрушенных домов, хотя места в коммуналке было совсем мало. Впрочем, мальчишек в блокаду интересовали не
столько кирпичи, сколько осколки. После бомбежек улицы были усыпаны осколками от снарядов наших зениток, но они не ценились, мы старались разыскать на завалах рваные, тяжелые куски немецких бомб. Коллекция кирпичей, которую я пополнял много лет, сложилась в музей на кафедре химии СПбГАСУ. Кирпичей из Славянки там немало, ведь заводы вдоль всего Шлиссельбургского тракта возникли уже при Петре. Царь мало того, что запретил каменное строительство во всех городах, кроме столицы, так еще и согнал кирпичников со всех губерний “для вечного житья” в Петербург. Поощряя частное производство, он раздал для
заводов участки по берегам Тосны, Ижоры, Славянки. В тех краях хорошая глина, вдоволь древесины для топлива и удобная связь с городом по воде. Если хозяева использовали наделы нецелевым образом, под покосы или огороды, участки изымались в казну. Но в целом производство кирпичей считалось делом выгодным, ведь стройки Петербурга во все времена были ненасытны. Крупнейшим поставщиком стройматериалов была, например, Александро-Невская лавра. Держали заводы местные жители, нанимавшие крестьян, приходивших летом в столицу на заработки. Сезон производства кирпича длился примерно с 20 мая по 1 сентября.
| |
начала лопатами раскапывали глину из залежей. Затем вымачивали ее в специальных ямах —
творилах, куда вода из реки поступала по желобам, а выпускалась через дренаж в грунте. Далее массу, которая после пропитки становилась более однородной, накрывали мокрыми рогожами, чтобы не подсыхала сверху. Рядом с творилами расстилали деревянный ток для
мятья. Перетаптывали глину ногами или гоняли по кругу быков либо лошадей с завязанными глазами. В этот же момент добавляли к массе песок. Впоследствии стали использовать механические глиномешалки. Из подготовленной глиняной массы кирпич формовали вручную порядовщики. На дно деревянной формы прикреплялась пластинка с именем владельца завода. Клеймить кирпичи потребовала еще в XVIII веке Архитектурная экспедиция, специальный надзорный орган, “чтобы чрез то было можно знать, от которого промышленника оный кирпич
ставлен, ежели на против надлежащего и за то можно было ево штрафовать”.
|
|
Эта же экспедиция выработала “одну меру” кирпича: длиной 11 дюймов, шириной 5,5, толщиной 3 дюйма без четверти (28 х 14 х 7 см). Перед обжигом кирпич-сырец от двух до четырех не дель сушили на
стойках-стеллажах под деревянными навесами. А затем складывали рядами в четырехгранную усеченную пирамиду, сочетая косую укладку с прямой и оставляя внутри топочные каналы. Топили такую печь-пирамиду непрерывно 10–12 дней».
|