Усть-Славянке, где уже нет ни набережных, ни мостов, а на рейде стоят суда, гораздо очевиднее, чем в центре, что Нева — мощная судоходная река Северо-Запада, по которой идет солидный грузопоток. Сразу после основания Петербурга Петр озаботился созданием водного пути, который бы связал Балтику с Волгой и позволил доставлять в новую столицу грузы из внутренних районов страны, прежде всего зерно. Но система, соединившая каналами Онегу, Белое озеро и Волжский бассейн (в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны ее назвали Мариинской), заработала лишь в 1811 году. Как и по другим русским рекам, по Неве сплавляли лес. Бурлаки, а именно в районе Новосаратовки Репин впервые увидел, как они тащат баржи, приводили в столицу и другие товары. Несколько раз систему существенно реконструировали, в советское время она была переименована в Волго-Балтийский путь имени Ленина. Если до революции важнейшим товаром, шедшим на экспорт,
| |
было зерно (в Рыбинске была создана хлебная биржа, куда свозили урожай из волжских губерний), то сегодня, как нетрудно догадаться, значительный процент грузопотока — нефтепродукты: мазут и газойль. Их также собирают маленькими судами в Ярославле и Казани, затем транспортируют средними танкерами до кронштадтского рейда, где перекачивают на супертанкеры, которые повезут топливо в Европу. Также по Неве везут щебень и песок, лес, с Череповецкого комбината — металл и флюсы — добавки, используемые при сварке. Многие балкеры, транспортирующие зерно на «Мельницу Кирова» на проспекте Обуховской Обороны, следуют мимо Славянки не задерживаясь: благодаря небольшой высоте они могут проходить под Володарским и Финляндским железнодорожным мостами без разводки. Но совсем мелких судов — длиной до 20 метров — на Неве не встретишь, поскольку Речной регистр приравнял Ладожское и Онежское озера не к классу О (озеро), а к классу М (море). А. П.
|
|
Бурлаки на Неве были столь же обыденным явлением, как и на Волге
|