Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №12 (155) декабрь
На карту

ПРОСТРАНСТВО


Родовые ПУТИ

Нева — финальный отрезок огромной водной системы, называемой Волго-Балт.


Кажется, что это не Нева, а как минимум Волга. Но это Нева в районе Усть-Ижоры. 1935 год


В
Усть-Славянке, где уже нет ни набережных, ни мостов, а на рейде стоят суда, гораздо очевиднее, чем в центре, что Нева — мощная судоходная река Северо-Запада, по которой идет солидный грузопоток. Сразу после основания Петербурга Петр озаботился созданием водного пути, который бы связал Балтику с Волгой и позволил доставлять в новую столицу грузы из внутренних районов страны, прежде всего зерно. Но система, соединившая каналами Онегу, Белое озеро и Волжский бассейн (в честь вдовствующей императрицы Марии Федоровны ее назвали Мариинской), заработала лишь в 1811 году. Как и по другим русским рекам, по Неве сплавляли лес. Бурлаки, а именно в районе Новосаратовки Репин впервые увидел, как они тащат баржи, приводили в столицу и другие товары. Несколько раз систему существенно реконструировали, в советское время она была переименована в Волго-Балтийский путь имени Ленина. Если до революции важнейшим товаром, шедшим на экспорт,



  было зерно (в Рыбинске была создана хлебная биржа, куда свозили урожай из волжских губерний), то сегодня, как нетрудно догадаться, значительный процент грузопотока — нефтепродукты: мазут и газойль. Их также собирают маленькими судами в Ярославле и Казани, затем транспортируют средними танкерами до кронштадтского рейда, где перекачивают на супертанкеры, которые повезут топливо в Европу. Также по Неве везут щебень и песок, лес, с Череповецкого комбината — металл и флюсы — добавки, используемые при сварке. Многие балкеры, транспортирующие зерно на «Мельницу Кирова» на проспекте Обуховской Обороны, следуют мимо Славянки не задерживаясь: благодаря небольшой высоте они могут проходить под Володарским и Финляндским железнодорожным мостами без разводки. Но совсем мелких судов — длиной до 20 метров — на Неве не встретишь, поскольку Речной регистр приравнял Ладожское и Онежское озера не к классу О (озеро), а к классу М (море). А. П.



 

Бурлаки на Неве были столь же обыденным явлением, как и на Волге




























Журнал Хроника Надзиратель
№12 (155) декабрь