Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №12 (155) декабрь
На карту

НОЧНОЕ


ВЕЧЕР на рейде

На Неве у берегов Усть-Славянки коротают день сухогрузы, ожидающие ночной разводки мостов.


Дистанция между судами 500 метров при движении вниз, 200 — при движении вверх


В
надежде разузнать побольше о судах, стоящих здесь на якоре, о местных буях и створных знаках редактор «Квартального» обратилась за комментариями в ФБУ «Администрация “Волго-Балт”». Главный диспетчер Алексей Сидоров оказался столь любезен, что после объяснений предложил проверить полученные знания опытным путем: приплыть в Славянку ночью на лоцманском катере и пройти Неву на одном из судов. В 11 часов вечера мы с фотографом Лидой Верещагиной были на Речном вокзале.

Речные лоцманы сравнивают себя с совами: «Летаем только ночью»


Здесь собираются лоцманы, что поведут суда сверху вниз: с рейдов Усть-Ижоры, Невского лесопарка, Усть-Славянки, Рыбацкого, с Соляного причала на Октябрьской набережной. В тот же час другие лоцманы прибывают на суда, которые будут следовать по Неве вверх: с причалов порта и с рейдов Восточного и Барочного бассейнов, Угольной гавани, Лесного мола, нефтеналивного терминала, с набережных Английской и Лейтенанта Шмидта. Они снимутся в 0.30, чтобы к 1.35 подойти к Благовещенскому мосту. Проход по Неве невозможен без речных лоцманов, они сойдут на берег в порту, а дальше — через Маркизову лужу по Морскому каналу до приемного буя за Кронштадтом — суда поведут лоцманы морские. В ту ночь по Неве вверх шло 13 теплоходов, вниз — 20.

Сухогруз с карельским именем «Сям» возит вологодский лес на ЦБК в Финляндию


Н
а катере мы попадаем в бодрую компанию морских волков, еще более оживившихся при виде акул пера. В руках у лоцманов листки с планом проводки судов, где помечены названия теплоходов, следующих этой ночью вниз и вверх, их пункты назначения и отправления, агенты судовладельцев и фамилии лоцманов. Составляется это расписание в течение дня по заявкам агентов, по ходу корректируется и к 20 часам принимает окончательный вид. Лоцманы — профессия второй половины жизни. Как правило, это бывшие капитаны, сдавшие дополнительно множество тестов и экзаменов. Прохождение Невы и порта они совершенствуют на тренажерах в Университете водных коммуникаций. Считается, что работа речного лоцмана более ювелирная, чем морского. Он стеснен глубинами, не может отклониться в сторону, зависит от уровня воды, от ветра, — словом, на реке работать сложнее, чем в море. «Представьте, что вы ведете тяжело нагруженный КамАЗ не по шоссе, а по дворовым проездам,


 


где справа и слева стоят припаркованные машины, а на поворотах встречаются раскопанные ямы», — рассказывает Анатолий Иванович Иудин, к которому нас прикрепили в эту ночь. К полуночи мы прибываем в УстьСлавянку. На здешнем рейде может стоять до тринадцати судов в четыре счала (ряда). То есть буями отмечены четыре участка, где рядом могут бросить якоря два, три или четыре теплохода. Но сейчас такое число редкость, флот изношен, а новые суда только начинают строиться. Обычно в Славянке дожидаются разводки два-три сухогруза. Все они стоят против течения реки на носовых якорях — это правило одинаково для всех судов на всех невских рейдах. Исходя из него формируется порядок в караване. Первыми пойдут теплоходы, следующие транзитом в море, - им не нужно будет разворачиваться на Неве, чтобы пришвартоваться, так что они не помешают идущим за ними. Затем — танкерный флот с рейда Невского лесопарка, он выше УстьСлавянки на пару километров.

Лоцман Анатолий Иудин и капитан Казимир Голях объясняют нам премудрости навигации


Танкеры из соображений без опасности не могут стоять рядом с другими судами. Обычно они следуют на Пятую якорную стоянку за Кронштадтом, где происходит перевалка груза на морские суда. Мазут разогре ют до температуры 50 градусов и по двум соединенным трубам перегонят с речного танкера на накопитель грузоподъемностью до 100 тысяч тонн, который уже повезет топливо в Европу. Наш сухогруз будет в караване замыкающим, поскольку ему придется делать оборот за Благовещенским мостом, чтобы пришвартоваться к палам у набережной Лейтенанта Шмидта, где завтра на борт пожалует портовый контроль. Навигация на Неве длится восемь месяцев, с апреля по ноябрь, и заканчивается обычно к 15 ноября. Но если температура не опускается ниже 8 градусов и поступают заявки от судовладельцев, ее могут продлить до конца месяца. В ожидании проводки команда организует нам экскурсию. Мы вникаем в детали: уровни осадки, аварийное управление, заправка топлива, погрузка и разгрузка, якорная система, подъем мачты. Эх, хорошо, мой отец — стармех и это далеко не первый сухогруз, который мне показывают подробно. Кажется, нам с Лидой удается задавать корректные вопросы, не называть кнехты тумбочками, клюзы дырочками и улавливать, что «выйти в море босиком» — это значит выйти без балласта, а «легкачом» идет буксир без баржи.




 
Н
а борту «Сяма» (это не аббревиатура, а название озера в Карелии) 1700 кубов березового баланса — так называют лес, который пойдет на переработку. Взяли груз в порту Вогнема под Кирилловом, везут в Иматру, на целлюлозно-бумажный комбинат. Из вологодской березы финны сделают мелованную бумагу, и за ней приедут фуры с московскими и питерскими номерами. Рейс занимает примерно неделю, суда работают на маршруте как челноки. От Вогнемы до Славянки «Сям» шел по Белому озеру, Волго-Балтийскому каналу, Онеге, Свири и Ладоге двое суток, в Петербурге оформит документы, затем двенадцать часов до Выборга, два — до Сайменского канала, еще восемь-девять понадобится, чтобы пройти шесть шлюзов канала до Иматры. Когда навигация на Неве закончится, его хозяин — петербургская компания ЗАО «Онегошип» (бывшее Беломорско-Онежское пароходство) — отправит «Сям» бороздить Балтику, ходить из Риги в Швецию и Англию.
В
2.10 из-за Кривого Колена показались первые суда. На капитанском мостике гасят свет, на судне остаются только ходовые сигнальные огни. По ним определяется тип судна: сухогруз, танкер и прочее. Лоцман Анатолий Иванович берет в руки рацию: — Теплоход «Сям» на рейде Славянки начинает съемку с якоря. 2.25. «Сям» описывает плавную дугу, как-никак судно с грузом весит почти три тысячи тонн. Буи, обозначающие границы рейда Славянки, на левом берегу мигают зелеными огнями, на правом — красными. Еще в ночи сияет чье-то гигантское поместье в Новосаратовке, украшенное помпезным маяком, но это чистая декорация: сия башня с прожектором никакого отношения к навигации не имеет. 2.35. Лоцман опять на связи:
— «Сям» оборот закончил, следуем вниз. «Сормовский», не подскажешь, как у тебя дела?
«Сормовский-3064», который капитаны именуют между собой «португалом» (построен в Португалии), везет череповецкий металл в Ригу. Он должен был вписаться перед нами из Рыбацкого, от ремонтной базы у Вантового моста. Суда обязаны соблюдать дистанцию 500 метров при движении вниз, 200 — при движении вверх. Но на Неве сильные прижимные течения, и теплоходы порой не сразу справляются с ними при обороте.
— «Сормовский», может, я проскочу? А ты спокойно крутись.
«Сям» — сухогруз 1998 года немецкой постройки — не испытывает проблем с мощностью. К Большому Обуховскому мосту он набрал скорость 6,2 узла (11,5 километра в час). (О том, что было дальше, но не касается темы номера — Усть-Славянки, смотрите на сайте:) До половины четвертого караван сверху должен пройти участок до Большеохтинского моста, где в излучине Невы на якорях его дожидается колонна судов снизу. Примерно в 3.40 мостовики переключат огни и дадут ей зеленый свет. Мимо Славянки порожние танкеры и сухогрузы проследуют около пяти утра. Если на каком-то судне возникли проблемы, оно может встать на оперативный рейд у другого берега Невы - в Ново саратовке. А. П.

Общим движением по Неве, включая разводку мостов, руководит диспетчер ФБУ «Администрация “Волго-Балт”», который находится в офисе на Большой Морской, 45. На фото: Алексей Сидоров




























Журнал Хроника Надзиратель
№12 (155) декабрь