Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №4 (159) апрель
На карту

ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ


ВДК

Выборгский дом культуры был достроен к Х годовщине Октября из огромного доходного дома, поэтому выглядит так странно.



В
еличественный дом культуры, открывшийся в год десятилетия Октября, первым делом вытеснил из квартала церковь. Участники мероприятий пожаловались на мешавший им колокольный звон, и храм — по просьбе трудящихся — закрыли. Так на заводской окраине вошли в противоречие интересы деятелей культуры прежней и новой формации, ведь церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи принадлежала Обществу распространения религиозно-нравственного просвещения, призванному оберегать фабричных рабочих от пьянства (и баптизма), иными словами, как писали в советское время, отвлекать пролетариат от классовой борьбы. (Оттого композиция храма вышла такой протяженной: между притвором и алтарем располагался зал для бесед.) Теперь же культурные функции перешли к соседнему дворцу. В 1925 году новая религия схожим образом утверждалась на месте старой, когда под первый в городе советский дом культуры была переоборудована церковь Путиловского завода на проспекте Стачек. Чуть позже южнее построили огромный ДК имени Г аза: прежние размеры зала собраний завод-гигант удовлетворить уже не могли. Вообще же, советские храмы культуры более всего напоминали дореволюционные народные дома. В тех были и театрально-концертные залы, и библиотеки, и кружки — требовалось не так много усилий, чтобы получить из них советские дома культуры. Вот только самих этих народных домов было до революции катастрофически мало. При огромном внимании, которое уделялось в советское время политической пропаганде, этот тип сооружений стал ведущим направлением всего советского зодчества. И как храмы прежде подразделяли на соборы, церкви и часовни, так и здесь установилась своя иерархия: дворцы, дома культуры и просто клубы. Последнее слово прочно вошло в обиход, а ведь до революции никто и представить не мог рабочий или сельский клуб, наоборот, слово это отдавало избранностью, элитарностью. Теперь же им стали обозначать нечто скромное, без претензий. Дом от дворца отличался размерами и монументальностью облика. Кстати, при всей огромности Выборгского ДК изначально он принадлежал к категории домов культуры, сменив статус в позднейшее время. Просто дома должны были сохраниться и в светлом будущем, тогда как дворцы в традиционном смысле слова уходили в прошлое. Дворец культуры — новообразование из того же ряда, что и дворец правосудия или искусств либо храм искусств. Но каким быть рабочему клубу,

Аркады сохранились от первоначального замысла — многоквартирного дома Выборгского кооперативного товарищества






  дому или дворцу, поначалу мало кто мог сказать определенно. Так вышло, что на пути к идеальному решению новой задачи зодчими было создано немало зданий маловыразительных. Мотив раскрытой книги на фасаде ДК имени Г орького облечен в излишне тяжеловесные формы, в ДК имени Крупской в части деталей слишком классичен. ДК имени Г (как и ДК Ижорского зааза вода в Колпине) строили чересчур долго — воистину как соборы! — несколько раз меняя замысел. Вот и получилось, что не только в Москве наиболее удачными постройками этого типа оказались все-таки не слишком большие клубы Константина Мельникова, но и в Петербурге нет ничего лучше двух скромных домов культуры, посвященных вождю революции. Один из них носит его имя (строил Владимир Щуко на проспекте Обуховской Обороны), другой — отчество (ДК имени Ильича на Московском проспекте — настоящий шедевр конструктивиста Николая Демкова). ДК Выборгского района вряд ли мог мог получиться лучше, поскольку зодчие (сначала Григорий Симонов, затем Александр Г егелло и Давид Кричевский, которым Симонов этот заказ уступил) оказались связаны по рукам и ногам существующей коробкой недостроенного доходного дома. Возвели его до революции, правда лишь на три этажа в высоту, так что к середине 1920-х дом имел вид руины. Но все-таки решено было сохранить его основание, более того, часть здания со стороны Ломанского переулка достраивать именно как жилой дом — здесь и сейчас живут. В предреволюционном Петрограде отдельные землевладельцы уже не могли осилить доходные дома, занимавшие порой целый квартал, их возводили специально создававшиеся товарищества-кооперативы. На набережной Карповки, Большом и Каменноостровском проспектах строительством таких гигантов занимался Алексей Зазерский, получивший заказ и на дом Выборгского кооперативного товарищества для устройства постоянных квартир в Ломанском переулке. Он везде использовал примерно одну схему: при не слишком протяженном фронте застройки по красной линии количество дорогих квартир увеличивалось за счет устройства глубоко врезавшихся в квартал парадных дворов, на французский манер называемых курдонерами. Они не отменяли, конечно, присутствия дворовколодцев (куда могли выходить окна комнат прислуги), как и глухих стен-брандмауэров, давно ставших привычным атрибутом плотной застройки имперской столицы в период капитализма. Этой изнанкой можно и сейчас любоваться из соседнего сада. Так ли уж она плоха?

Некогда голый конструктивистский фасад после войны украсили то ли кружками, то ли венками






 

(Наверху) Глубокий курдонер был спланирован изначально не для клуба, а для доходного дома

(Внизу справа) Новый дом культуры в Ломанском переулке. 1928 год


А
Архитектурный критик и историк искусства Г еоргий Лукомский, на словах поборник вечной классики, а на деле человек, искренне стремившийся найти способ вдохнуть в русское зодчество новую жизнь, незадолго до революции не без восхищения писал о громадах новостроек (то есть тогдашних доходных домов), увиденных, однако, не со стороны парадных фасадов с привычными колоннами, а с обратной стороны. Г де-то здесь, в этих голых многоэтажных массах, пригрезилось ему светлое будущее. Автор как в воду глядел: теперь таких домов пруд пруди. Но в прежние времена какие-то фасады все-таки предполагались. Со стороны улицы Комиссара Смирнова и сейчас видны реликты первоначального замысла — аркады на столбах, плавно переходящие в позднейшие попытки украсить здание ДК уже на новом «классическом» этапе, в 1930-е. От стилистики авангарда нечто передалось пристройке нового зала в годы борьбы с излишествами. Едва ли справедливо, однако, относить такую бесфасадную коробку к конструктивизму, в отношении лучших памятников модернизма правильнее говорить о всефасадности. Простой отказ от традиционных украшений никакой новой архитектуры породить не мог. Здесь, на Выборгской, получился курьезный гибрид: дом, ставший клубом, утративший классические украшения, затем вновь их обретший, опять утративший и так далее. Он отлично подходит для района фабрик и заводов — безликий монстр, едва ли достойный замечательных зодчих Г егелло и Кричевского, на тот момент еще не нашедших свою манеру. Но предчувствие чего-то нового здесь, вероятно, есть. Только это новое — массовые типовые дома второй половины XX века. И. С.

Похожий рисунок на сводах — на станции метро «Влади- мирская»










Журнал Хроника Надзиратель
№3 (158) март