На карту


Улица уникальна для Петербурга одностильностью и одновременностью застройки. Ее проложили и начали застраивать в 1874 г., и вплоть до 1876 и улица называлась Новой. Затем, до 1881 г., улица носила название Компанейской (возможно, в честь лейб-кампании гвардейцев, возведших на престол Елизавету Петровну), Наконец, с 1881 г. и до наших дней наименование не меняется - Пушкинская улица. Футуристам не удалось сбросить Александра Сергеевича с «корабля современности»: с середины XIX в. он остается и главным государственным, и главным народным поэтом России. Коммунисты любили «Послание в Сибирь», «Вольность», «Кинжал». Патриоты во все времена предпочитали «Клеветникам России» и «Полтаву». Эпикурейцы и либералы восторгались «Графом Нулиным» или «Из Пиндемонти». Пушкин - всепогоден, удароустойчив, словом, универсален. Стиль города середины ХIХ века - эклектика, то есть отсутствие «большого стиля». Это затянувшийся промежуток между поздним классицизмом николаевского царствования и стилем модерн, который появится в 1890-х. Ни одна из улиц Петербурга не может поспорить с Пушкинской по полноте и стильности ее эклектического декора. Фасады «штукатурной» архитектуры варьируют стили всех Людовиков, пучки колонн пышного барокко, «петушиный» стиль крестьянских изб, «полотенца», люкарны и сложные наличники рококо. Это Петербург, о котором у Ахматовой сказано так: «Петербург Достоевского: он был с ног до головы в безвкусных вывесках - белье, корсеты, шляпы, совсем без зелени, без травы, без цветов, весь в барабанном бое, в хорошем столичном французском языке, в грандиозных похоронных процессиях». Из 20 домов на улице девять (№№ 1, 2, 3, 5, 7, 2, 6, 12, 14) построил Павел Сюзор, три (№№ 17, 18, 20) - Александр Иванов.

Длина Пушкинской всего 477 метров. Она открывается с Невского пропилеями двух доходных домов М.Мальцевой, построенных в 1874 г. Павлом Сюзором. Роскошные доходные дома в «парижском» стиле образуют уникальный ансамбль времен Анны Карениной. В центре, в створе Лиговского переулка - общественный сквер, разбитый городским садовником А.Визе. В столице не хватало зелени, и Городская дума разбила несколько скверов, среди которых «Катькин» садик, Овсянниковский, Исаакиевский, Адмиралтейский сад и тот, что на Пушкинской улице. «Скверы чрезвычайно способствуют быстрому сочинению петербургских летних романов. Некоторые на бойких местах скверы, как, например, Александровский, приобрели такую же скандалезную репутацию, какою пользуются в известные часы дня и ночи Невский и Вознесенский проспекты» (то есть стали рассадниками проституции), писал один из самых внимательных бытописателей Петербурга 1860-70-х годов В.Михневич. Маленький, прелестный памятник Пушкину совсем не монументален. Это не московский Пушкин-Каменный гость, а скорее Пушкин-митек. Деньги собрали по подписке: на такой бюджет не развернешься. Автор - ярославский самородок скульптор Александр Опекушин. Архитекторы - Николай Бенуа и Антонин Лыткин (постоянный соавтор Опекушина). Памятник открыли 7 августа 1884 г. Домашний, маленький Александр Сергеевич во все времена привлекал детей и пьяниц. С ним связана прелестная легенда, которую любила рассказывать Анна Ахматова. В 1937 г., к столетию Пушкина, было решено убрать памятник, который Смольный счел недостойным памяти поэта, снова введенного в ареопаг государственных идолов. Приехали такелажники с автокраном. И тогда окрестные дети, привыкшие к Александру Сергеевичу, с криками: «Это наш Пушкин!» окружили пьедестал и стали всячески препятствовать рабочим. Бунт, неповиновение - а время жестокое. Прораб позвонил начальству. На другом конце провода долго думали и, в конце концов, приняли наиболее безопасное решение: «Ах, оставьте им их Пушкина!» Такой вот Питер Пэн эпохи «Большого террора».



№16 март 2004