адолго до открытия Большеохтинского моста (1911) здесь была налажена переправа. Вероятно, она существовала еще до основания Петербурга: должны же были быть как-то связаны шведский город Ниен у впадения Охты в Неву и его укрепрайон на другом берегу реки — Невский шанец (в русском варианте Канцы). Когда на месте разоренного Ниена возникла Охтенская переведенская слобода, услугами перевозчиков ежедневно пользовались охтенские молочницы, увековеченные Пушкиным, спешившие поутру доставить молоко на дом клиентам. В атласе 1901 года (справа) у Смольного института видны уже несколько пристаней. Одна из них — купца Шитова, чьи кораблики перевозили народ на Охту и ходили вдоль Невы. «Старые петербуржцы» Засосов и Пызин вспоминают катастрофу, произошедшую на этом перевозе с шитовским пароходом
| |
«Архангельск» в 1910-х годах: «Вечером в канун Пасхи, приняв пассажиров сверх нормы, он наскочил на крупную льдину и ушел кормой в воду. Спаслись только несколько человек. Шитова присудили к тюремному заключению сроком на год и обязали выплатить пособия семьям погибших. Весь город был взволнован, говорили с горькой усмешкой: “Вот какое красное яичко подарил Шитов петербуржцам на Пасху!”» Роль современных маршруток на реке выполняли ялики. Какой-нибудь купец арендовал у города перевоз и нанимал рабочих-перевозчиков. Те брали в лодку до восьми пассажиров при любой погоде и высоте волны. Вечером на лодках зажигались фонарики. Здесь же находилась пристань Шлиссельбургского пароходства. Традиция сохранялась и в советское время: ракеты уходили в Петрокрепость до 1974 года, когда был построен Речной вокзал выше по течению реки.
|
|

План Федора
Шуберта, составленный в
1828 году, впервые зафиксировал Петербург
с топографической точностью
|