Квартальный надзиратель №160

Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (160) май
На карту

ИСЧЕЗНУВШЕЕ


Бережки

Так до 1860 года назывался Смольный проспект. Он вел к перевозу на другой берег Невы.


1) От Смольнинской пристани отправлялись речные трамвайчики и ракеты до Петрокрепости. Фото начала 1970-х годов. 2)Смольная набережная стала проезжей лишь в 2001 году. 3)Фрагмент атласа Петербурга 1901 года. Видны пристани Шлиссельбургская и купца Шитова



З
адолго до открытия Большеохтинского моста (1911) здесь была налажена переправа. Вероятно, она существовала еще до основания Петербурга: должны же были быть как-то связаны шведский город Ниен у впадения Охты в Неву и его укрепрайон на другом берегу реки — Невский шанец (в русском варианте Канцы). Когда на месте разоренного Ниена возникла Охтенская переведенская слобода, услугами перевозчиков ежедневно пользовались охтенские молочницы, увековеченные Пушкиным, спешившие поутру доставить молоко на дом клиентам. В атласе 1901 года (справа) у Смольного института видны уже несколько пристаней. Одна из них — купца Шитова, чьи кораблики перевозили народ на Охту и ходили вдоль Невы. «Старые петербуржцы» Засосов и Пызин вспоминают катастрофу, произошедшую на этом перевозе с шитовским пароходом



  «Архангельск» в 1910-х годах: «Вечером в канун Пасхи, приняв пассажиров сверх нормы, он наскочил на крупную льдину и ушел кормой в воду. Спаслись только несколько человек. Шитова присудили к тюремному заключению сроком на год и обязали выплатить пособия семьям погибших. Весь город был взволнован, говорили с горькой усмешкой: “Вот какое красное яичко подарил Шитов петербуржцам на Пасху!”» Роль современных маршруток на реке выполняли ялики. Какой-нибудь купец арендовал у города перевоз и нанимал рабочих-перевозчиков. Те брали в лодку до восьми пассажиров при любой погоде и высоте волны. Вечером на лодках зажигались фонарики. Здесь же находилась пристань Шлиссельбургского пароходства. Традиция сохранялась и в советское время: ракеты уходили в Петрокрепость до 1974 года, когда был построен Речной вокзал выше по течению реки.





 

План Федора Шуберта, составленный в 1828 году, впервые зафиксировал Петербург с топографической точностью






Журнал Хроника Надзиратель
№5 (160) май 2014