Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №6 (161) июнь 2014
На карту

КОЛЛЕКЦИЯ


МИФ и легенды

В частном Музее истории фотографии в интерьерах старинного фотоателье, кабинета американского фотоагентства и коммуналки, где обитал коллекционер советской фототехники, можно прикоснуться (буквально) к раритетам.



Павильонная камера конца XIX века. Во время экскурсии посетители могут побыть как моделью, так и фотографом: накрывшись черной тканью и крутя ручку старинного аппарата, добиться резкости изображения на матовом стекле камерыобскуры, заменить его на светочувствительную пластину и элегантным круговым движением снять крышку с объектива, равномерно допуская в аппарат свет. Жаль, магниевой вспышкой воспользоваться не удастся (пожарная безопасность!).



Камера для типографских клише. Самый массивный экспонат выставки, некогда весивший полтонны. Пожертвован Одесским полиграфмашем. Подобными камерами также делали огромные негативы для печати плакатов.




  Шпионская камера «Аякс-9». Производилась в СССР с 1949 года. Поскольку стукачей хватало, тиражи были огромные. Советский Союз обеспечивал такой техникой страны Варшавского договора и третьего мира. Объектив, замаскированный под пуговицу (на нем даже сделаны нитяные стежки), вставлялся в петлицу. Спусковое устройство клали в карман. Можно было сделать без перезарядки десять кадров. Бесшумно и незаметно.

«Лилипут». Фотокамера советской детворы. Произво- дилась ЛОМО с 1937 по 1940 год. Аналог простейшего фотоаппарата Sida Standard, выпускавшегося с 1937 года фирмой SIDA GmbH (Германия).



Leica и «ФЭД». Найдите отличия между двумя фотоаппаратами: знаменитой немецкой «Лейкой» (внизу), на- звание которой пошло от Leitz Camera («камера Лейтца»), и ее советским клоном, названным в честь Феликса Эдмундовича Дзержинского. В 1930-е «ФЭДы» собирали беспризорники в харьковской колонии Макаренко. Особо ценными экспонатами МИФа считаются аппараты с юбилейной гравировкой.

Камера Апостоли. В начале ХХ века процесс фотосъемки занимал минимум несколько минут. Для съемки военных кораблей с борта другого судна Николай Апостоли изобрел аппарат, совмещавший в себе две камеры, объективы которых работали синхронно. Наведя в одном резкость, тут же фотографировали вторым, в котором светочувствительная пластина была заправлена загодя.

   
Основатель

Дмитрий Шнеерсон

директор Музея истории фотографии
В помещении, где располагается выставочный зал музея, раньше находилось заводоу правление одного из предпри ятий НПО «Позитрон». В 1994 году, помогая руководителю завода его привати зировать, я в награду за ударный труд получил возможность недорого купить помеще ние для музея. До этого мы с друзьями открыли первую в городе специализированную фотогалерею «Интерфото» на улице Прже вальского. Тогда казалось, что возможность выставиться — непременное условие визуального творчества. Но со временем оказалось, что дело обстоит не совсем так, а основными игроками на этом поле стали коммерческие галереи и социальные сети. В нашем музее мы вот уже десять лет ищем равновесие между двумя стихиями — угасающим интересом к выставочной деятельности и все усиливающейся тягой к исто рии фотографии. Основу по стоянной экспозиции музея составила коллекция Владимира Платонова, которая раньше экспонировалась в Художественном училище имени Рериха. За десять лет работы наше собрание выросло до 42 тысяч изображений и 1700 единиц техники. Нашими регулярными дарителями являются наследники фотографов: порой они несут чемоданы стеклянных негативов или коробки с непроявленными чернобелыми пленками. Кое-что удается купить на аукционах. У нас сложились неплохие собания таких грандов российской фотографии, как Сергей Левицкий, Вильям Каррик, Карл Бергамаско, Моисей Наппельбаум. Неменьший интерес представляют и подборки малоизвестных или вовсе забытых авторов. Бытует поговорка, что открыть музей несложно, сложно его не за крывать. Развивать его так, чтобы он не на доел тебе, коллективу, посетителям. Любая подобная инициатива требует подпитки «живой кровью», иначе все засыхает. Это же не бизнес-процесс, который, как любой рыноч ный механизм, вытаскивает из прошлого буду щее.




Журнал Хроника Надзиратель
№6 (161) июнь 2014