(Наверху) Кондукторы образца 1908 года. (Внизу) В 2006–
2007 годах
почти все дома
между Шкапина и Розенштейна были
снесены. Фото
2007 года
1 | Старейшее
транспортное кольцо
|
Привокзальная площадь — оживленный транспортный узел. Пассажиропоток, выплескивающийся из вокзала и метро, разливается здесь на ручейки, уносимые маршрутками, автобусами и троллейбусами. У большинства маршрутов здесь кольцо, причем так повелось с момента, когда в городе возник общественный транспорт. Уже в 1876-м сюда ходила конка с Сенной (No 6) и с Благовещенской площади (No 9). Сменившие конку трамваи протяженность маршрутов увеличили: «тройка» шла до Новой Деревни, «девятка» — до Финляндского вокзала. Третий из запущенных в конце 1930-х троллейбусных маршрутов связывал Балтийский и Финляндский. Ходит, кстати, до сих пор. В 1955-м стратегическую задачу соединения вокзалов облегчила первая линия метро. Сегодня на площади еще и международный хаб, отсюда уходят автобусы в Таллин, Ригу, Вильнюс, Кишинев.
|
|
После того как
один из домов
на Шкапина
(No 11) рухнул
сам, губернатор Матвиенко
распорядилась
снести весь
квартал
В советской топонимике в послереволюционные годы, когда массово меняли названия улиц, сложились устойчивые пары. Если одну из улиц переименовывали в честь Розы Люксембург, то рядом обязательно возникала улица Карла Либкнехта. Вместе с Урицким увековечивали и погибшего вслед за ним Володарского. Таких «Борисов и Глебов» можно найти во многих городах бывшего Советского Союза, где не вернули исторические названия. А вот Шкапин и Розенштейн — «местночтимые святые», рабочие-большевики Путиловского завода. Георгий Шкапин (1877–1915) прославился как создатель заводской больничной кассы. Михаил Розенштейн (1880–1919) погиб в бою с белофиннами. Оба были подпольщиками, отбывали ссылку, к 1923 году, когда накатила вторая волна переименований, их уже не было в живых. В первую волну память о «царях и их прислужниках» стирали прежде всего в центре города. Здесь же сказалась фонетическая близость названий улиц Везенбергской и Лейхтенбергской. Лейхтенбергская (Розенштейна) была названа по гальванопластическому заводу герцога Лейхтенбергского, который располагался на Старо-Петергофском проспекте. Баварские герцоги Лейхтенбергские породнились с Романовыми через дочь Николая I Марию. Везенбергская же к царям и их родственникам отношения не имела. Она была названа, как и другие проезды Нарвской части (Рижский, Нарвский проспекты, Курляндская, Лифляндская улицы, Дерптский, Либавский переулок и другие), по городам Прибалтики. Везенбергом до 1918 года именовался эстонский город Раквере. И еще одно немецкое имя исчезло с карты: Штиглицкий мост через Обводный стал Ново-Петергофским.
| |
(Наверху)
Обе улицы
выглядели
как два серых
мрачных коридора (Внизу) Первые троллейбусы марки
ЯТБ-1 (Ярославский троллейбусный завод).
Фото 1939 года
3 | Прошлое, исчезнувшее
в одночасье |
На современной карте, что висит в метро, видно что улицы Шкапина — Розенштейна рассекают тоненькой желтой (жилой) застройкой серый (промышленный) пояс Петербурга, начинающийся за Обводным каналом. С одной стороны — пути Балтийской-Товарной, с другой — территории «Красного треугольника», Холодильного комбината, Генераторного завода. Эти серые пятна в ХХ веке постепенно разрастались, и дома между ними попали в санитарную зону предприятий. Жить там было признано вредным, жильцов оттуда решили переселять. Закрыли восьмилетку No 267, перекинув учеников в другие школы, перестали содержать дома. Так они и ветшали: подвалы заполнялись водой, сыпалась штукатурка, проваливались ступени на лестницах. Это была такая черная дыра с сильнейшей отрицательной энергетикой, здесь любили снимать кино про ужасы большого города. Но... когда дома между Шкапина и Розенштейна расселили и снесли, у их бывших жильцов в одночасье дематериализовалось прошлое. Теперь в социальных сетях они реконструируют в воспоминаниях и фотографиях исчезнувший квартал, и оказывается, что не было на земле места лучше. «Ты что, это же родина! — воскликнул один из экс-розенштейнцев в разговоре со мной. — Она же снится. Каучуком пахнет. Товаркой гремит, трамваями на Обводном!» Да я что, спорю? Сама из Ленинского района.
Анна Петрова
|