Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №8 (163) август
На карту

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА


ШКАПИНА —Розенштейна

Именно так называют этот район в городе.


(Наверху) Кондукторы образца 1908 года.
(Внизу) В 2006– 2007 годах почти все дома между Шкапина и Розенштейна были снесены. Фото 2007 года


1

Старейшее транспортное кольцо

Привокзальная площадь — оживленный транспортный узел. Пассажиропоток, выплескивающийся из вокзала и метро, разливается здесь на ручейки, уносимые маршрутками, автобусами и троллейбусами. У большинства маршрутов здесь кольцо, причем так повелось с момента, когда в городе возник общественный транспорт. Уже в 1876-м сюда ходила конка с Сенной (No 6) и с Благовещенской площади (No 9). Сменившие конку трамваи протяженность маршрутов увеличили: «тройка» шла до Новой Деревни, «девятка» — до Финляндского вокзала. Третий из запущенных в конце 1930-х троллейбусных маршрутов связывал Балтийский и Финляндский. Ходит, кстати, до сих пор. В 1955-м стратегическую задачу соединения вокзалов облегчила первая линия метро. Сегодня на площади еще и международный хаб, отсюда уходят автобусы в Таллин, Ригу, Вильнюс, Кишинев.



 

После того как один из домов на Шкапина (No 11) рухнул сам, губернатор Матвиенко распорядилась снести весь квартал


2

Близнецы-братья

В советской топонимике в послереволюционные годы, когда массово меняли названия улиц, сложились устойчивые пары. Если одну из улиц переименовывали в честь Розы Люксембург, то рядом обязательно возникала улица Карла Либкнехта. Вместе с Урицким увековечивали и погибшего вслед за ним Володарского. Таких «Борисов и Глебов» можно найти во многих городах бывшего Советского Союза, где не вернули исторические названия. А вот Шкапин и Розенштейн — «местночтимые святые», рабочие-большевики Путиловского завода. Георгий Шкапин (1877–1915) прославился как создатель заводской больничной кассы. Михаил Розенштейн (1880–1919) погиб в бою с белофиннами. Оба были подпольщиками, отбывали ссылку, к 1923 году, когда накатила вторая волна переименований, их уже не было в живых. В первую волну память о «царях и их прислужниках» стирали прежде всего в центре города. Здесь же сказалась фонетическая близость названий улиц Везенбергской и Лейхтенбергской. Лейхтенбергская (Розенштейна) была названа по гальванопластическому заводу герцога Лейхтенбергского, который располагался на Старо-Петергофском проспекте. Баварские герцоги Лейхтенбергские породнились с Романовыми через дочь Николая I Марию. Везенбергская же к царям и их родственникам отношения не имела. Она была названа, как и другие проезды Нарвской части (Рижский, Нарвский проспекты, Курляндская, Лифляндская улицы, Дерптский, Либавский переулок и другие), по городам Прибалтики. Везенбергом до 1918 года именовался эстонский город Раквере. И еще одно немецкое имя исчезло с карты: Штиглицкий мост через Обводный стал Ново-Петергофским.

 

(Наверху) Обе улицы выглядели как два серых мрачных коридора
(Внизу) Первые троллейбусы марки ЯТБ-1 (Ярославский троллейбусный завод). Фото 1939 года


3

Прошлое, исчезнувшее в одночасье

На современной карте, что висит в метро, видно что улицы Шкапина — Розенштейна рассекают тоненькой желтой (жилой) застройкой серый (промышленный) пояс Петербурга, начинающийся за Обводным каналом. С одной стороны — пути Балтийской-Товарной, с другой — территории «Красного треугольника», Холодильного комбината, Генераторного завода. Эти серые пятна в ХХ веке постепенно разрастались, и дома между ними попали в санитарную зону предприятий. Жить там было признано вредным, жильцов оттуда решили переселять. Закрыли восьмилетку No 267, перекинув учеников в другие школы, перестали содержать дома. Так они и ветшали: подвалы заполнялись водой, сыпалась штукатурка, проваливались ступени на лестницах. Это была такая черная дыра с сильнейшей отрицательной энергетикой, здесь любили снимать кино про ужасы большого города. Но... когда дома между Шкапина и Розенштейна расселили и снесли, у их бывших жильцов в одночасье дематериализовалось прошлое. Теперь в социальных сетях они реконструируют в воспоминаниях и фотографиях исчезнувший квартал, и оказывается, что не было на земле места лучше. «Ты что, это же родина! — воскликнул один из экс-розенштейнцев в разговоре со мной. — Она же снится. Каучуком пахнет. Товаркой гремит, трамваями на Обводном!» Да я что, спорю? Сама из Ленинского района. Анна Петрова






Журнал Хроника Надзиратель
№8 (163) август