
Наталия Курчатова
огда-то поезда с этого вокзала ходили аж до Ревеля (Таллин), на моей памяти самым дальним пунктом назначения был Псков. Но Балтийское направление, вдоль берега Финского залива, воспринималось, как ни крути, основным, пусть и укороченное до станции Калище (город мирного атома Сосновый Бор) или до станции Краснофлотск (ныне это заброшенная платформа близ форта Красная Горка, который постепенно превращается в занимательный туристический объект.) Обе конечные станции в советское время были на особом режиме, послабления начались с конца 1980-х годов, но и тогда никому из местных не могло прийти в голову, например, поехать до Краснофлотска пособирать грибы. В районе станции Лебяжье по сей день находится пограничный пункт (морская граница с Финляндией), проезжать который по шоссе без пропуска разрешили лишь пару лет назад. Любопытно, что по железной дороге въехать в закрытую зону стало возможно гораздо раньше. На протяжении двадцати с лишним лет состав пользователей Балтийской ветки то и дело менялся, но коренным образом, пожалуй, лишь единожды. В
| |
1980-е ежедневными пассажирами электричек были в основном офицеры-моряки — многие жили в Питере, а служили в Кронштадте (паром из Ораниенбаума) или в Краснофлотске — и студенты: гуманитарии ездили в Ленинград, например, из Петергофа, естественники и технари — из Ленинграда до станции Университет, куда в свое время перевели соответствующий куст факультетов и НИИ: матмех, физфак, химфак и так далее. Остальные жители городков и поселков Балтийского направления, как правило, работали в шаговой доступности от дома и электричкой пользовались лишь для воскресных вылазок в Эрмитаж или на дачу. Эта практика изменилась в начале 1990-х, когда вся страна пришла в хаотическое движение. В 1994-м я начала регулярно ездить на Малый журфак в Питер и выяснила для себя массу интересного. Во-первых, теперь никто не платит за билет, от контролера можно убежать или в крайнем случае откупиться горстью мелочи. В-вторых, поезд полон странных и зачастую подозрительных личностей, которые, кажется, там и живут: от безобидных коробейников и относительно безобидных свидетелей Иеговы до агрессивных нищих и откровенных сумасшедших. В-третьих, электричка может среди зимы внезапно сломаться на полустанке Красные Зори, и домой тебе придется идти по заснеженным полям бывшего совхоза. Для меня до сих пор загадка, как вся эта железнодорожная машинерия действовала во времена всеобщего развала. Как-то у состава, только что отошедшего от станции Новый Петергоф, разошлись сцепки аж в двух местах — между третьим и четвертым и четвертым и пятым вагонами. Я находилась как раз в четвертом. Электричка конвульсивно дернулась, застыла, после чего вошла
|
|
теткакоробейница, истерически хохоча: «Никуда не поедем! Вагон оторвался!» Отсутствие крупных катастроф, пожалуй, можно объяснить только неимоверной милостью судьбы. ЧП с человеческими жертвами произошло уже на излете безвременья: 11 ноября 2002 года состав без машиниста в результате повреждения электрического оборудования пришел в движение, выехал из отстойника на рабочий путь и вылетел на перрон Балтийского вокзала, погибло четыре человека, девять ранено. После этого поезд был переведен на Финляндское направление, где работал под народным прозвищем «Машина смерти» пять лет — до тех пор, пока не стал участником еще одной аварии, на переезде у Васкелова (в него врезалась легковушка, водитель погиб). После этого «Машину смерти» наконец списали, а на Балтийском вокзале теперь можно наблюдать у завершения путей мощные заграждения: ни одна сбрендившая электричка больше не проскочит.
ынешний Балтийский вокзал умиляет своей североевропейской отлаженностью: горит табло с расписанием и погодой, диктор объявляет о начале посадки и отправлении электричек, работают автоматы с билетами, кофе, закусками, газировкой и даже контактными линзами. Мне все это нравится, но лучшие воспоминания, как ни крути, связаны с моментами вроде такого: ты сидишь августовским вечером на станции вспомогательной ветки, например Котлы, ждешь подкидыш, который пройдет неизвестно когда, да и вообще пройдет ли, и безмятежно ешь мороженое.
|