Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №9 (164) сентябрь

МОЖД


Северная ВЕТКА

Одна из достопримечательностей Шувалова — Озерков — узкоколейка детской железной дороги. В 1999–2001 годах для нее построили новую северную ветку — до ФТИ имени Иоффе.


(Слева направо) На новой ветке были устроены три станции и три переезда. На фото: заброшенный переезд у Заповедной улицы; На МОЖД работают школьники 9–15 лет. Фото Ильи Соколова; Реликт Малой Октябрьской — третий рельс на переезде через Новоорловскую; Чем ближе к Заводу имени Климова, тем сильнее железнодорожные пути заросли деревьями и кустами

Т
очнее, ветку не построили, а устроили, уложив дополнительный третий рельс на подъездные пути от станции Шувалово до завода «Климов». Конечная станция Береговая находилась на берегу Шуваловского карьера, почти у Физтеха. Трехниточное полотно сохраняло и «взрослую» колею 1520 миллиметров, и «детскую», для поездов Малой Октябрьской железной дороги, — 750 миллиметров. Новая ветка понадобилась потому, что старая, проложенная еще в 1948 году и когда-то доходившая до Старой Деревни, постепенно укорачивалась. В 1964-м исчез перегон между станцией Кировская (у ЦПКиО имени Кирова) и Зоопарк (у церкви Дмитрия Солунского в Коломягах). Поскольку запланированный зоопарк так и не был там построен, станцию переименовали в Пионерскую, и поезда до Озерной (в Озерках) отправлялись от нее до начала
  1990-х. Затем трассу снова «подрезали», и сейчас детские составы ходят только два километра, от Озерной до Юного (Коломяги). Еще этим летом на них можно было прокатиться с четверга по воскресенье, но Смольный уже подписал распоряжение о создании на месте трогательной узкоколейки Озерковского проспекта: мол, три года назад была открыта трасса МОЖД от Купчина до Пушкина, там и катайтесь. Так и северная, Шуваловская ветка МОЖД со станциями Береговая, Лесная и Шувалово действовала всего два сезона. Сегодня о ней напомнят лишь ржавеющие таблички на берегу карьера да фрагменты третьего рельса на переездах, там, где они закатаны в асфальт и их не смогли демонтировать.

Главным неудобством ветки оказалась двойственность: ее эксплуатировали не только дети, но и взрослые железнодорожники. Последние были
  недовольны, что отведенные для совместного пользования участки на станции Шувалово нельзя было использовать для отстоя порожняка. Из-за уложенного в путь третьего рельса приходилось вести рихтовку и подбивку путей не механизированным способом, а вручную. Представителям службы сигнализации и связи нужно было ежедневно для открытия и закрытия движения по северной ветке приезжать на станции Озерная и Береговая, чтобы отпереть самосбрасывающие стрелки, которые не допускали «взрослые» составы на трассу «детских». Cегодня северная ветка — почти исчезнувшая натура, а озерковская — уходящая. Жаль: трогательные милые тепловозы, маленькие семафоры, стрелки, низкие платформы и, главное, гордые юные железнодорожники, спешащие по утрам к месту работы, так оживляли эти места.





Журнал Хроника Надзиратель
№9 (164) сентябрь