Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №11 (166) ноябрь

ФАНТОМ


Призрак ПАНТЕОНА

На площади перед нынешним Гренадерским мостом должна была стоять церковь Гренадерског полка. Но ее так и не возвели.


Свой первоначальный проект Руска воспроизвел в «Альбоме рисунков различных зданий, построенных в Петербурге и в Российской империи» (1810 год)

Н
еосуществленный замысел иногда оказывается более ценным, нежели многое построенное и перестроенное. Если ничего не знать об упущеном шансе, то отсутствие храма на этом месте не покажется большой бедой, и все-таки лучше напомнить о проекте архитектора Луиджи Руски. Когда на рубеже XVIII и XIX веков русская столица стремительно обрастала казарменными комплексами для различных полков, в каждом из них предполагалась и церковь — композиционное ядро, представлявшее для архитектора несравненно больший интерес, нежели скучные ряды типовых корпусов. Но часто именно этот центральный элемент приносился в жертву экономии. А ведь в начале архитектурного освоения этой части Петербурга казалось столь логичным "закрепить", как говорят зодчие, исток Карповки киким-нибудь эффектным акцентом. Однако место пусто до сих пор, хотя в 1980-е здесь и появилась часовня в русском стиле (см. с. 10), снесенная в советское время и намеченная теперь к воссозданию. Гренадеры же долго довольствовались храмом, устроенным внутри офицерских казарм, пока им не передали Преображенскую церковь на соседнем Аптекарском острове (Инструментальная улица, 2а, ныне лаборатория Электротехнического университета).

Римский Пантеон в XVIII веке (с колокольнями — «ослиными ушами»)


Интересно,неужели солдаты ходили на молебны через территорию Ботанического сада?.. Храм, задуманный Руской, был не только удобнее расположен, но и обликом своим превосходил творение Константина Тона. Он не просто отмечал стрелку, место слияния двух рек, но и эффектно связывал офицерский корпус на набережной Невки и солдатские казармы, выходившие на Карповку. Впрочем, теперь из-за того, что полковой участок прорезан улицей Чапаева, как целое ансамбль Руски уже не воспринимается. Важно было и положение этои церкви в панораме невских берегов, ведь она была рассчитана и на такие дальние виды. Не

Вид на офицерский корпус с другого берега Невки. Занятно, что набережную украшает решетка от разобранного Лиговского моста, позже убранная. 1968 год


  случайно она планировалась по оси Сампсониевского собора, что стоит на другом берегу Невки, на Выборгской стороне. Зодчий, правда, допустил ошибку: на чертежах и эскизах, изданных им в виде огромного фолианта, храм обращен входом к Невке, то есть на восток, что для православной церкви в ту пору было немыслимо. А вот в католической, к которой принадлежал швейцарец Руска, это правило нарушалось сплошь и рядом. Так церковь смотрится эффектнее, но доведись ее построить, пришлось бы развернуть здание на 180 градусов. В эскизе есть и другая неточность: офицерский корпус отстоит далеко от реки. Ведь берег намыли при устройстве набережнои в советское время, во времена же архитектора здесь такого расстояния быть не могло. Мост на переднем плане — это переправа через Карповку, а не через Невку. Старый Гренадерский, который упирался бы в церковь Руски, построят только в 1904 году. Тем не менее

Погреб в усадьбе Приютино в виде Пантеона


«Квадратный Пантеон» — церковь Кавалергардского полка на Шпалерной улице


стремлении перебросить визуальный мост через широкую реку, вступив в соперничество со старинным собором, очевидно. И в споре с позабытыми строителями Сампсониевского собора Руска мог оказаться победителем. Его проект по меньшей мере провокационен. Это уменьшенная копия древнеримского храма всех богов — Пантеона. Лучше всего сохранившийся памятник языческой античности где-то с XVI столетия стал необычайно популярен у зодчих Запада. Бессчетное количество раз на огромной территории Старого и Нового Света они

  повторили этот цилиндр с глухими стенами под плоским куполом и с портиком, то приближаясь к оригиналу, то отдаляясь от него. Руска исключительно точен: он воспроизводит даже две колокольни над портиком, пристроенные к Пантеону лишь в XVII веке. Римляне их не любили, прозвали «ослиными ушами» и после объединения страны в XIX веке снесли. Но как ни относись к этой детали, а колокольни церкви нужны, потому во многих репликах Пантеона их повторяли. И Руска повторил. Впрочем, если зданию находили секулярное назначение, от «ослиных ушей» могли отказаться. Так, в усадьбе Приютино «Пантеон» возвели в качестве погреба, и там никаких колоколен, конечно, нет. Утраченный католический храм Кронштадта тоже построили без «ушей». Но чаще Пантеон в России претерпевал значительные изменения. Загоняя цилиндр в плотную городскую застройку, зодчие были вынуждены заменять круг квадратом. Именно так Руска спроектировал церковь Конюшенного двора, построенную Стасовым по измененному проекту, а также свой единственный храм в Петербурге — Скорбященскую церковь на Шпалерной улице, где эффектная ротонда спрятана внутри скромного с виду здания, и непонятно, где у него колокольня.

Темпьетто на вилле Барбаро в Мазере по проекту, возможно, Андреа Палладио мог послужить Руске непосредственным источником вдохновения


К
вадратных «Пантеонов» у нас сохранилось немало, а вот точной копии древнего памятника в Петербурге нет. Спрашивается, а какой смысл был в его механическом повторении? Как у копии всякого шедевра, обучающий! Ведь никакому другому античному зданию так тщательно не подражали. Чем-то очаровывал он поколения зодчих. В годы строительства казарм на Карповке всякий архитектор стремился процитировать римский храм, даже если сам видел его только на картинках (а уж в них недостатка не было)! Пантеон казался преисполненным форм и смыслов, словно вся архитектурная премудрость прошлого сконцентрировалась в его простом решении. Кто-то рано или поздно должен был предложить реплику Пантеона и Северной столице. Пусть ничего из этого замысла не вышло, но как некий фантом храм этот в историю русской архитектуры проник и, даже непостроенный, там остался.

Иван Саблин





Журнал Хроника Надзиратель
№11 (166) август