еосуществленный замысел иногда оказывается более ценным, нежели многое построенное и перестроенное. Если ничего не знать об упущеном шансе, то отсутствие храма на этом месте не покажется большой бедой, и все-таки лучше напомнить о проекте архитектора Луиджи Руски. Когда на рубеже XVIII и XIX веков русская столица стремительно обрастала казарменными комплексами для различных полков, в каждом из них предполагалась и церковь — композиционное ядро, представлявшее для архитектора несравненно больший интерес, нежели скучные ряды типовых корпусов. Но часто именно этот центральный элемент приносился в жертву экономии. А ведь в начале архитектурного освоения этой части Петербурга казалось столь логичным "закрепить", как говорят зодчие, исток Карповки киким-нибудь эффектным акцентом. Однако место пусто до сих пор, хотя в 1980-е здесь и появилась часовня в русском стиле (см. с. 10), снесенная в советское время и намеченная теперь к воссозданию. Гренадеры же долго довольствовались храмом, устроенным внутри офицерских казарм, пока им не передали Преображенскую церковь на соседнем Аптекарском острове (Инструментальная улица, 2а, ныне лаборатория Электротехнического университета).
Римский Пантеон в XVIII веке
(с колокольнями — «ослиными ушами»)
Интересно,неужели солдаты ходили на молебны через территорию Ботанического сада?.. Храм, задуманный Руской, был не только удобнее расположен, но и обликом своим превосходил творение Константина Тона. Он не просто отмечал стрелку, место слияния двух рек, но и эффектно связывал офицерский корпус на набережной Невки и солдатские казармы, выходившие на Карповку. Впрочем, теперь из-за того, что полковой участок прорезан улицей Чапаева, как целое ансамбль Руски уже не воспринимается. Важно было и положение этои церкви в панораме невских берегов, ведь она была рассчитана и на такие дальние виды. Не
Вид на офицерский корпус с другого берега Невки. Занятно, что набережную украшает решетка от разобранного Лиговского моста, позже убранная. 1968 год
| |
случайно она планировалась по оси Сампсониевского собора, что стоит на другом берегу Невки, на Выборгской стороне. Зодчий, правда, допустил ошибку: на чертежах и эскизах, изданных им в виде огромного фолианта, храм обращен входом к Невке, то есть на восток, что для православной церкви в ту пору было немыслимо. А вот в католической, к которой принадлежал швейцарец Руска, это правило нарушалось сплошь и рядом. Так церковь смотрится эффектнее, но доведись ее построить, пришлось бы развернуть здание на 180 градусов. В эскизе есть и другая неточность: офицерский корпус отстоит далеко от реки. Ведь берег намыли при устройстве набережнои в советское время, во времена же архитектора здесь такого расстояния быть не могло. Мост на переднем плане — это переправа через Карповку, а не через Невку. Старый Гренадерский, который упирался бы в церковь Руски, построят только в 1904 году. Тем не менее
Погреб в усадьбе Приютино в виде Пантеона
«Квадратный Пантеон» — церковь Кавалергардского полка на Шпалерной улице
стремлении перебросить визуальный мост через широкую реку, вступив в соперничество со старинным собором, очевидно. И в споре с позабытыми строителями Сампсониевского собора Руска мог оказаться победителем. Его проект по меньшей мере провокационен. Это уменьшенная копия древнеримского храма всех богов — Пантеона. Лучше всего сохранившийся памятник языческой античности где-то с XVI столетия стал необычайно популярен у зодчих Запада. Бессчетное количество раз на огромной территории Старого и Нового Света они
|
|
повторили этот цилиндр с глухими стенами под плоским куполом и с портиком, то приближаясь к оригиналу, то отдаляясь от него. Руска исключительно точен: он воспроизводит даже две колокольни над портиком, пристроенные к Пантеону лишь в XVII веке. Римляне их не любили, прозвали «ослиными ушами» и после объединения страны в XIX веке снесли. Но как ни относись к этой детали, а колокольни церкви нужны, потому во многих репликах Пантеона их повторяли. И Руска повторил. Впрочем, если зданию находили секулярное назначение, от «ослиных ушей» могли отказаться. Так, в усадьбе Приютино «Пантеон» возвели в качестве погреба, и там никаких колоколен, конечно, нет. Утраченный католический храм Кронштадта тоже построили без «ушей». Но чаще Пантеон в России претерпевал значительные изменения. Загоняя цилиндр в плотную городскую застройку, зодчие были вынуждены заменять круг квадратом. Именно так Руска спроектировал церковь Конюшенного двора, построенную Стасовым по измененному проекту, а также свой единственный храм в Петербурге — Скорбященскую церковь на Шпалерной улице, где эффектная ротонда спрятана внутри скромного с виду здания, и непонятно, где у него колокольня.
Темпьетто на вилле Барбаро в Мазере по проекту, возможно, Андреа Палладио мог послужить Руске непосредственным источником вдохновения
вадратных «Пантеонов» у нас сохранилось немало, а вот точной копии древнего памятника в Петербурге нет. Спрашивается, а какой смысл был в его механическом повторении? Как у копии всякого шедевра, обучающий! Ведь никакому другому античному зданию так тщательно не подражали. Чем-то очаровывал он поколения зодчих. В годы строительства казарм на Карповке всякий архитектор стремился процитировать римский храм, даже если сам видел его только на картинках (а уж в них недостатка не было)! Пантеон казался преисполненным форм и смыслов, словно вся архитектурная премудрость прошлого сконцентрировалась в его простом решении. Кто-то рано или поздно должен был предложить реплику Пантеона и Северной столице. Пусть ничего из этого замысла не вышло, но как некий фантом храм этот в историю русской архитектуры проник и, даже непостроенный, там остался.
Иван Саблин
|