Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №11 (166) ноябрь
На карту


Офицерский КОРПУС

Дворовый фасад у него не менее эффектен, чем вид с реки.


До недавнего времени здание занимало общежитие Первого меда. Сегодня там унылый евроремонт и кафедры стоматологического факультета



А
рхитектор Луиджи Руска во многих казармах, спроектированных по заказу Военного ведомства, использовал со стороны двора поэтажные галереи. Они позволяли при одной лестнице в центре здания сделать проход к квартирам офицеров или в солдатскую казарму не по темному коридору внутри здания, а по открытой террасе. В таком решении Руска был не одинок, многоярусных аркад в эпоху классицизма в Петербурге было немало. Сегодня их можно увидеть, правда застекленные, в доме 27 по Невскому проспекту, в доме 28 по набережной Макарова. А во дворах на площади Искусств, 5, и набережной Фонтанки, 84, вместо аркад — легкие колоннады. Этот прием принесли в Петербург западные архитекторы. В Италии и Франции аркады в первых этажах зданий устраивали почти в обязательном порядке, кое-где, как в Болонье, дом без аркад облагался особым высоким налогом. Под арками кипела (да и сейчас кипит) социальная активность: там удобно торговать, сидеть за столиками, прогуливаться, прячась от дождя или от зноя. В Петербурге помимо рынков (Гостиного двора, Андреевского, Никольского, Ямского) галереи буквально с первых дней украшали правительственные здания. Знаменитый



  сверхдлинный коридор здания Двенадцати коллегий тоже ведь был сначала открытой галереей. Потом галереи подняли и в верхние этажи. Споры о том, рациональны они в нашем климате или нет, велись с самого начала. На проекте этой казармы император Александр написал "Галерей и всего того, что не относится к прямой надобности, ни под каким видом не делать". А военный губернатор возражал в письме к министру внутренних дел, что "галереи в петербургских казармахнужны не для великолепия и украшения здания, а для прямой надобности, то есть для проходу в кухни и в нужные места. Солдаты в мокрую погоду могут там вешать белье, а без них будут вешать мокрое платье в покоях и производить там сырость. В офицерском доме галерея нужна для того, что офицеру полагается один токмо покой с малою передней, которые без коридора разделить неудобно, ибо на лестницы много потерять должно покоев». (Цит. по: К. Малиновский. Семья Руска в Санкт-Петербурге и окрестностях. СПб., 2003. С. 101.) Постепенно открытые галереи, будь то каре корпусов вокруг Смольного монастыря или первый этаж Серебряных рядов на Невском, у Думы, застеклили. Когда это случилось с Гренадерскими казармами, неясно, возможно, когда в 1939 году здание надстроили четвертым этажом. А. П.



 

Самым известным постояльцем казарм оказался Александр Блок, проживший там семнадцать лет. Его мать в 1889 году вышла замуж за поручика Гренадерского полка Франца Кублицкого-Пиоттуха и переехала с девятилетним сыном в офицерский корпус






Журнал Хроника Надзиратель
№11 (166) ноябрь 2014