На карту

Образцы придворных костюмов в царствование Александра III. На левой странице – камер-лакеи, на правой – скороходы
Фамилию Лидваль прославил прежде всего архитектор Федор (Фредерик) Лидваль, но в конце XIX века в столице больше говорили о торговом доме его матери. Он находился по адресу Большая Морская ул., 27. Семейная швейная мастерская была основана отцом архитектора – Йоном Петером Лидвалем, приехавшим в Петербург из шведской деревни в 1859 году. Как гласит семейная легенда, Йон, сменивший свое крестьянское имя на более звучное Йоганн (Юхан), прибыл в российскую столицу лишь с ранцем за спиной. В нем кроме портновских принадлежностей была и вся его библиотека: «Мориан» Крунштольре и «Сказания Фенрика Столя». Еще в ранце лежал серебряный рубль, подаренный портному знаменитым поэтом Юханом Людвигом Рунебергом. Эти простые вещи, считавшиеся семейными реликвиями, хранились в банковском сейфе и пропали после большевистской национализации. Встреча с большим городом не испугала 32_летнего шведа, благодаря энергии и профессиональному мастерству он быстро получил место в мастерской русского портного. Вскоре Юхан Петер стал Иваном Петровичем и после смерти хозяина – владельцем мастерской. В 1867 году он женился на Иде Амалии Флешау, чьи родители также были скандинавскими эмигрантами. В семье Лидвалей говорили на шведском, русском и немецком языках. Часто посещали Немецкий театр, Юхан увлекался игрой в кегли. Жили небогато, но и не бедствовали. Расцвету предприятия неожиданно способствовала гибель Александра II. Для коронации Александра III понадобилось огромное количество парадных мундиров и ливрей, и постоянный поставщик двора – торговый дом Нордштрема (также шведа по происхождению) – не справлялся с заказами.

 

Поскольку Лидваль (благодаря игре в кегли) имел много знакомых среди придворных великого князя, они оказали ему протекцию, и вскоре посыпались заказы. Теперь буквально все для царского двора шилось в мастерской бывшего деревенского портного. Впоследствии вознаграждение за хорошую работу пришло одновременно со званием поставщика императорского двора (это означало, что за десять лет в фирму не поступило ни одной рекламации от министра двора), и торговый дом мог использовать в своей символике русский герб. Очевидно, стремясь во всех деталях соответствовать высокому званию, Лидваль наладил даже собственное производство высококачественных мундирных пуговиц, выпускавшихся небольшими тиражами. После кончины Юхана в 1886 году Ида Лидваль продолжала вести прекрасно налаженное предприятие до самой своей смерти (1915). Ей помогали сыновья – Вильгельм, Лео, Эдвард и Пауль. Среди клиентов торгового дома был и живший неподалеку князь Феликс Юсупов, чьи летние костюмы признавались «вершиной портняжного искусства». Будущий архитектор Федор Лидваль не испытывал интереса к иголке с ниткой. После окончания Второго петербургского реального училища он поступил в Училище технического рисования барона Штиглица, а затем стал студентом Академии художеств и учеником Леонтия Бенуа. Его первая работа – дом для матери на Каменноостровском проспекте, 1–3, – сразу сделала его знаменитым. Здесь находилась мастерская зодчего, жили несколько семьей Лидвалей, отсюда они уехали в эмиграцию. Для нужд торгового дома Федор Лидваль перестроил и дом № 27 на Большой Морской.




№26 февраль 2005