На карту

Великосветский салон. Акварель неизвестного художника
В 1817–1821 годах в доме на углу Большой Морской улицы и Кирпичного переулка (13/3), принадлежавшем в то время купцу Антонову, квартировал Николай Иванович Греч (1787–1867) – известный журналист и издатель. Здесь же располагалась и типография, где каждую неделю выходил издаваемый Гречем журнал «Сын отечества». Журнал просуществовал с 1812-го по 1839 год (немалый по тем временам срок!) и первое время печатал политические статьи, имевшие прямое или косвенное отношение к войне с Наполеоном. Реляции о боевых действиях русской армии соседствовали со злободневными баснями Крылова «Волк на псарне», «Обоз», «Ворона и Курица». После 1814 года на его страницах начинают преобладать художественные произведения: оды, послания, элегии. «Хотел бы я вам прислать отрывок из моего “Кавказского пленника”, да лень переписывать, – пишет Гречу Пушкин из южной ссылки, – хотите купить весь кусок поэмы? Длиной в 800 стихов, стих шириною – 4 стопы, разрезано на 2 песни. Дешево отдам, чтобы товар не залежался». Много месяцев на страницах журнала велось обсуждение «Руслана и Людмилы». До 1818 года при «Сыне» существовало два еженедельных приложения, посвященных политическим новостям Европы, а в самом журнале были отделы «Путешествия», «Смесь» и «Благотворение» (кто на что и сколько пожертвовал). По свидетельству современника, «жиденькие книжки “Сына отечества” первой четверти XIX века были полны выразительных, даже бешеных статей». Номера журнала были действительно «жиденькими» (48 полос размером чуть побольше «Надзирателя»), но тираж внушительным – 600 экземпляров. Распространялся он по подписке, в книжных лавках, его можно было найти и в провинции. Как и все издания начала XIX века, журнал выглядел скромно и невзрачно, не заморачивался «продажностью» обложки, последнюю могла украшать максимум виньетка. После поражения декабристского восстания Греч временно попадает в опалу за «возмущение в Семеновском полку» (он был директором солдатских школ, по мнению нового царя – «рассадников вольнодумства»), после чего «Сын отечества» переходит в лагерь реакционной журналистики. Соредактором Греча становится Фаддей Булгарин – скандальный литератор, агент (доносчик) III отделения. Его участие в журнале выглядело особенно комично, если вспомнить, что этот «сын отечества», выйдя в отставку в 1811 году, перебежал в наполеоновскую армию и принимал участие в русской кампании.

 

После прусского плена, в 1819 году, Булгарин вновь оказался в Петербурге и стал заявлять о себе как о русском патриоте. Греч в III отделении не числился, но, оказывая Булгарину постоянную помощь в его служебных стараниях, скомпрометировал себя в глазах современников. Пушкин в памфлете «Торжество дружбы...» сказал, что Булгарина и Греча связывает «сходство душ и занятий гражданских и литературных».

Вот и Греч – нахал в натуре,
Из чужих лохмотьев сшит;
Он цыган в литературе,
А в торговле книжной жид.


А. Ф. Воейков. Дом сумасшедших Тем не менее по четвергам у Греча – сначала в доме Антонова, позднее в доме напротив (Большая Морская ул., 14) и в доме Аша (наб. Мойки, 92) – собирался весь литературный бомонд. В 1820-е годы бывали Грибоедов, Пушкин, многие будущие декабристы. В 1830-е – литераторы «второго эшелона», авторы расхожих повестей Константин Масальский и Андрей Подолинский, модные поэты Нестор Кукольник и Владимир Бенедиктов. За обеденные столы усаживалось порой до двухсот человек. Гостей развлекали артисты и музыканты. «Все приезжавшие в Петербург артисты: певцы, музыканты, декламаторы, вантрилоки, фокусники и пр.; даже такие артисты, как заговариватели змей и хозяин ученой собачки Мунито, непременно являлись в гостиную Греча и показывали здесь свое искусство» (Бурнашев). Четверги Греча были не домашней вечеринкой для своих, скорее – публичным влиятельным салоном, рекламной кампанией Греча-издателя. Знали бы гости, как ядовито отзывается радушный хозяин о них в своих «Записках»… Алексей Коскелло




№27 март 2005