На карту

Акционерный Русский торгово-промышленный банк открыл действия 12 июля 1890 года с уставным капиталом в 5 млн рублей. Учредителями выступили: представители московского клана Морозовых (Савва Тимофеевич, Давид Иванович и Константин Васильевич), Лазарь Соломонович Поляков, И. И. Казаков, А. Г. Кузнецов, компания Богородско-Глуховской мануфактуры, торговые ряды «С. П. Оконишников и сын», «Вдова А. Катуар с сыновьями». Из петербуржцев были писчебумажный фаб- рикант П. П. Берг, торговый дом «Густав А. Гауф и Ко» и купец первой гильдии П. М. Гринвальд. Контроль над банком принадлежал сыновьям известного «железнодорожного короля» Павла Григорьевича фон Дервиза, Сергею и Павлу, которые вели дела через доверенных. Банк развивался как универсальный: помимо кредитования торговли и промышленности (это направление видно из названия) руководство делало ставку на развитие филиалов в провинции – к 1912 году их было уже больше ста, не считая двух заграничных, в Париже и Лондоне. Это направление принесло быстрые успехи: если в 1895–1898 годах основной капитал банка увеличился вдвое, то сумма вкладов за тот же период учетверилась. К 1899 году удвоились также и обороты. Известно, что в России сфера крупного бизнеса негласно контролируется государством: так, например, до революции число крупных банков было константно и равнялось приблизительно двадцати девяти. Никакой закон не регламентировал этого, просто, когда некий региональный банк (например, Псковский коммерческий) перерастал определенные границы, ему делали предложение слиться с уже существующим крупным. Отказываться не стоило.

 

Это было удобно для власти, необременительно для общества и вполне разумно. Русскому торгово-промышленному удалось, сохранив независимость, войти в этот привилегированный круг, благодаря чему он был допущен к необыкновенно выгодным операциям по грюндерству – строительству и временной коммерческой эксплуатации железных дорог. Грюндеры получали от государства крупные кредиты и налоговые льготы. Государство получало быстрое развитие железнодорожной сети – тогда важнейшей составляющей военной и экономической инфраструктуры. Через некоторое время государство изымало (выкупало до окончания срока контракта) из собственности грюндера построенную им магистраль и подвижной состав, справедливо полагая, что «получили довольно, пора и честь знать». Недовольных не находилось: взамен лояльности государство давало возможность работать и – иногда – серьезную поддержку. Так, летом 1899 года, когда Русский торгово-промышленный оказался на грани краха из-за банкротства «папы» фон Дервиза (сумма долгов которого составила астрономическую сумму 24 млн рублей), банк тем не менее устоял из-за срочного четырехмиллионного кредита Государственного банка, который, правда, вернул менее чем через год. Первоначально главная контора банка находилась на Большой Конюшенной улице, впоследствии, когда банк сделался одним из крупнейших в стране (пятым по значению, уступая лишь таким гигантам, как Русско-Азиатский, Петроградский международный, Русский для внешней торговли и Азиатско-Донской), было построено существующее ныне здание в самом сердце русского Сити. В 1989 году была предпринята попытка возродить РТПБ. Новый «старый» банк получил «собственное» здание на Морской и – одним из первых в Петербурге – генеральную лицензию ЦБ на ведение валютных операций. Руководство объявило о скупке сохранившихся с начала века облигаций, принялось формировать картинную галерею и спонсировать Игры доброй воли. Как и следовало ожидать, перестроечная «лавочка» выдохлась и была ликвидирована, не дожив даже до большого дефолта 1998 года Ю.С.
Здание РТПБ. Бывший операционный зал.




№27 март 2005