 |
Московские ворота служили эффектным контрольно-пропускным пунктом |
Московский тракт
Проспект пять раз менял имя, но нынешнее - самое верное. Московский проспект родился как дорога на Москву. В петровском Петербурге в бывшую столицу ездили так: от Невы по Невской першпективе до Новгородского тракта (нынешний Суворовский проспект), потом вдоль речки Черной (по ее руслу проложат Лиговский канал, а потом проспект) до Московской заставы, отсюда - от нынешних Московских ворот и начинался Московский тракт. Участка от Сенной площади еще не существовало. На заставе (их было в городе несколько) дорога была перегорожена шлагбаумом-рогатиной - оттого ее называли "рогаткой", караульные проверяли у путников документы. Покинуть город можно было только с подорожной, отсутствовать до пяти месяцев дозволялось лишь с запиской от Сената. Здесь ловили беглых крепостных и солдат, "препятствовали проходу злонамеренных людей". С каждой приезжающей подводы взимали установленные сборы - например, три камня на мощение городских улиц. Вторая, или средняя, Рогатка находилась у нынешней площади Победы, а третья - у подножия Пулковской горы. Когда к 1838 году по проекту архитектора Василия Стасова на первой заставе возвели гигантские по тем временам Московские триумфальные ворота, южный КПП обрел имперский размах. Чугунный ампирный портик из двенадцати дорических колонн во славу русской армии смотрелся среди полей и лугов как фантастический мираж. Но ворота стояли не для красоты, а действительно служили воротами - кареты, почтовые коляски, дилижансы проезжали между колоннами, как на современных платных автобанах. Сторожевые помещения располагались в симметричных зданиях кордегардии. К началу ХХ века за воротами (если ехать из города) начиналась промзона - заводы Речкина (сейчас Вагоностроительный завод имени Егорова), "Товарищество С.-Петербургского механического производства обуви" (фабрика "Скороход") и "Сименс и Гальске" (тот самый Siemens!), после национализации превратившийся в "Электросилу". Конка туда не ходила. Городская дума благоустройством территорий заниматься не спешила - ведь не город уже.
Московское шоссе
Проспект вел не только в Москву, но и в летнюю царскую резиденцию, оттого долгое время участок от Сенной площади до ворот назывался Царскосельским (с 1878-го - Забалканским, с 1918-го - Международным). За воротами трасса звалась Московским шоссе (не путать с современным Московским шоссе, начинающимся от площади Победы). В николаевское время царская трасса была выровнена, замощена и обсажена липами - то было первое в империи шоссе. Вдоль дороги появились дачи. Улицы Благодатная и Рощинская, как ни трудно в это поверить сегодня, действительно были благодатными и тенистыми. Но славу Петергофской дороги, Рублевки XIX века, Московское не сыскало: оно не застроилось справа и слева великокняжескими усадьбами и могло гордиться лишь двумя путевыми дворцами - Чесменским и Среднерогатским. Последний, не доживший до наших дней, со временем приспособили под почтовую станцию с трактиром, а в Чесменском в 1836 году разместили военную богадельню (см. "Отель инвалидов", с. 21). В течение десятилетий, судя по картам местности, она остается единственным узнаваемым объектом посреди довольно пустынной местности. До того как в 1935 году было принято судьбоносное для Московского проспекта решение перенести сюда центр города, на Московском шоссе архитектура "не дышала". По обе стороны дороги расстилались пейзажи, наблюдаемые и сегодня где-нибудь между Пулковым и Гатчиной, - поля, деревянные домики с палисадниками, сады-огороды. Район между нынешней "Электросилой" и Московской площадью назывался Александровской слободой. Слободой и выглядел.
 |
Озеленение Международного проспекта. 1926 год |
Международный проспект
После революции в рабочих кварталах началось благоустройство: на Международном проспекте построили дома культуры - имени Капранова (снесен недавно) и имени Ильича, высадили кусты, устроили посередине "бульвар", заасфальтировали мостовые и пустили трамвай до самой Средней Рогатки. Еще немного, и широкий Международный станет главной магистралью города.
Центральный проспект
В 1935 году на пленуме Ленсовета, обсуждая перспективы развития города, Андрей Жданов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома партии, предложил "сдвинуть" город на юг на "незатапливаемые территории". В памяти у всех еще было живо чудовищное наводнение 1924 года, когда под водой оказалось почти две трети Ленинграда. Развивать город на север и вдоль залива было не с руки - финская граница проходила тогда еще в тридцати километрах под Сестрорецком.
|
|
В новом генеральном плане город веером раскрывался на юг вдоль проспекта Стачек и Международного проспектов, а центр приходился на пересечении Дуговой магистрали, их соединявшей (нынешний Ленинский - улица Типанова), и Центрального (Московского) проспекта. Здесь предполагалась огромная площадь, которая в проектных документах называлась Демонстрационной. Именно сюда, а не на Дворцовую (тогда - площадь Урицкого) должны были стекаться колонны демонстрантов. Они собирались на Сборной площади (ныне площадь Конституции) и следовали по новой симметрично-зеркальной "улице Росси" к огромному Дому Советов. С другой стороны на пересечении Дуговой магистрали с нынешним проспектом Гагарина должна была располагаться Театральная площадь - "место отдыха и культурных развлечений". Обе площади должны были соперничать по монументальности с Московской. Утопию начали стремительно воплощать в жизнь. На конкурсе 1936 года, в котором приняли участие все ведущие ленинградские архитекторы, лучшим Домом Советов был признан проект Ноя Троцкого. К 1941 году его гигантский коммунистический дворец, который готовился принять все партийное и хозяйственное начальство города, всех чиновников из Смольного и Мариинского дворца, почти достроили, и он сиротливо возвышался посреди бескрайних полей. В 1939-м провели второй конкурс - на проектирование кварталов вокруг Дома Советов. Здесь должны были разместиться научные институты, вузы, академии, тресты, музеи, архивы - все парадные учреждения города, что когда-то по воле Петра выходили на главную улицу города - Неву. Пока идея переноса центра не была признана ошибочной (1948), все самое помпезное и дорогое в Ленинграде строилось на Международном и рядом с ним. Цельные, единые по высоте и ширине кварталы с четким ритмом площадей, парками и памятниками и сейчас остаются свидетельством того грандиозного градостроительного проекта.
 |
Средняя Рогатка в 1934 году еще не планировалась парадным въездом в город |
Линия внутренней обороны
В 1941-1944 годах Международный проспект - кратчайшая дорога на фронт, на передовую можно было бы доехать на трамвае, если бы весь проспект не был перегорожен баррикадами. Немцы ведут обстрелы с Пулковских высот, ответный огонь корректируется с десятого этажа Дома Советов. В 1944-м там располагался командный пункт маршала Говорова. О линии обороны, проходившей по нынешнему Ленинскому проспекту - улице Типанова, ощетинившейся ежами и надолбами, изрытой траншеями и блиндажами, сегодня напомнят лишь доты, закопавшиеся "по ноздри" у Чесменского дворца, рядом с Домом Советов, и на углу улицы Фрунзе и проспекта Гагарина. На территории будущего Парка Победы в печах Кирпичного завода сжигают трупы тысяч и тысяч умерших ленинградцев. Уже в октябре 1945-го здесь высадят деревья, создав на чахлом болоте первый в стране Парк Победы. Колонны победителей также придут в город по Московскому. На месте площади Победы их будет встречать Триумфальная арка.
Проспект Сталина
В 1952 году проспект в очередной раз был переименован, и уж имени вождя он должен был "соответствовать". Это был самый длинный, широкий и идеологический проспект города. Он вел в Москву, начинался площадью Мира (переименованной тогда же Сенной) и заканчивался будущей площадью Победы. Бронзовый генералиссимус, Хозяин всего и вся, встречал приезжающих на Средней Рогатке. Хотя перенос центра на юг признан нецелесообразным и в Дом Советов никто из "шишек" так и не переехал, магистраль до принятия хрущевского постановления "об излишествах в архитектуре" (1953) по инерции застраивалась с ампирными и маньеристскими излишествами. Как они "облезали", наглядно демонстрирует площадь, которая на плане 1935 года именовалась Северная (сейчас на пересечении с улицей Победы). На построенных домах до войны - колонны с кудрявыми капителями а-ля ВДНХ, потом - со строгими линиями, после 1955-го все украшения как будто стерты резинкой, остались только следы колонн.
Московский проспект
В Московский проспект был переименован в 1956 году на волне развенчания культа личности, тогда же сняли памятник на Средней Рогатке. Но проспект продолжал оставаться "самым парадным", правительственной трассой, южными воротами и т.д. Его продолжали застраивать с московским размахом (параллельный Новоизмайловский проспект - гораздо скромнее и так до сих пор не смог соединиться с Измайловским и стать полноценным дублером Московского). В 1961 году пустили вторую линию метро - от "Технологического института" до "Парка Победы", в 1975-м открыли мемориал защитникам города на площади Победы, к 1998-му наконец достроили новое здание Публичной библиотеки. На очереди - перепрофилирование промзоны, снятие трамвайных путей и превращение мостовой в восьмиполосную магистраль, вроде настоящих московских проспектов. Анна Петрова
 |
Площадь Дома Советов. Проект Ноя Троцкого. 1936 год |
|