Подворотни сталинских домов - мотив, утерянный в 1950-е, когда вместе с колоннами, балюстрадами и барельефами они были отнесены к числу "излишеств".
Круче Росси
Две самые грандиозные арки в Московском районе просуществовали совсем недолго и то лишь на бумаге - перед самой войной, в 1938-м, автор одного из проектов создания новой главной площади предложил возвести по обе ее стороны точные копии Арки Главного штаба, только без барочного надлома Росси. Прямолинейный Демонстрационный проезд не оставлял таким вольностям места. В облике нового города многое должно было напоминать о покинутом Петербурге, только этот несостоявшийся центр зодчим виделся строже и грандиозней.
|
Эти не в меру монументальные проемы, созданные словно бы для триумфальных колесниц, ведут лишь в скромные дворы. Хрущевские коробки не знали такой детали вовсе, в 1970-е ее место заняли уродливые щели, только в последнее время наряду с иными цитатами из стилей былых времен застройщики пытаются возродить и триумфальные подворотни. Впервые странный гибрид жилого дома и величественной арки - скорее приглашающей куда-то, нежели останавливающей, появился в городе еще в дореволюционное время. В Петербург его принес архитектор Павел Сюзор, украсивший дома на Пестеля и Кирочной арками таких размеров, которым позавидовали бы строители московских высоток. "Домашние" арки можно встретить даже у конструктивистов, но все же их подлинный расцвет приходится на сталинское время. "Мы учились смотреть на архитектуру глазами Пиранези" - это признание советского зодчего многое объясняет. Не просто вход куда-то, не просто мотив триумфа, столь органичный в послевоенной застройке города-победителя, но сама сущность традиционной архитектуры, ее претензии охватить гипертрофированно огромными сводами весь мир, как и очевидное театрально-декорационное начало, столь противное духу функционализма, - вот о чем мечтал итальянский зодчий и что удалось воплотить создателям советских арок. Иван Саблин
|
|
|
|
|
№57 сентябрь 2007 |
 |
|