
Слишком непродолжительное время дозволялось в России строить подобные загородные дома. Экспроприированные и уплотненные в советское время деревянные особняки были обречены – и в силу непрочности материала, и из-за негативного отношения к предреволюционной «культуре дачников». Комплексная их охрана уже невозможна, поскольку нигде не сохранилась застройка целой улицы. Покосившиеся дачи с цветными стеклами веранд выглядят осколками какой-то далекой жизни. Немногочисленные здания, поддерживавшиеся в хорошем состоянии или, как «Пенаты» художника Ильи Репина, «воссозданные из пепла», почти всегда как-то связаны с идеологией. Остается пожалеть, что ни Ильич, ни его соратники в месяцы, предшествовавшие революции, не посетили курорт. Или что не появилось пока новой идеологии. Можно ведь восстановить полуразрушенную беседку, в которой, по преданию, пел Федор Шаляпин. И. С.
|
|
|
|
В русском стиле

Деревянные дачи претендовали на место в истории искусства лишь тогда, когда архитекторы прибегали к мотивам русского деревянного зодчества, как, например, члены Абрамцевского кружка, в частности Виктор Гартман. В Сестрорецке вполне русский вид имеет лишь дача на улице Андреева, 12. В отличие от соседей она не была обшита тесом, выставив напоказ тяжелые венцы бревен, и сохраняет еще резную досочку со стилизованным изображением древнерусского города в духе художников Николая Рериха или Ивана Билибина (между прочим, родившегося в этих краях).
|