К оглавлению специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №8 (68) август 2008
На карту

Обход [Дома квартала]


Центр города

В первые годы существования Петербурга его центр блуждал, перескакивая с острова на остров. В 1718 году Петр остановил свой выбор на Васильевском. Однако царское жилище здесь так и не построили, царь предпочел в итоге Адмиралтейскую сторону. На острове остались Меншиков, Апраксины и царская сноха – царица Прасковья Федоровна. А кроме того, порт, превративший несостоявшееся средоточие власти в центр торговли. Впрочем, уже в XVIII веке здесь же расположилась Академия наук, а когда здание Двенадцати коллегий в 1819 году занял университет, позиции соперника коммерции – науки – усилились. В XIX веке порт из-за крупнотоннажных судов перенесли поближе к морю, таможня и пакгаузы утратили смысл, исчезли рынки: старый гостиный двор был снесен, здание другого нынче занимает исторический факультет университета. Сегодня коммерция постепенно отвоевывает позиции: ей удалось заполучить Музей Военно-морского флота, скоро в нем снова будет биржа.

Главный вход клиники. 1960-е годы


Клиника имени Отта

Сей масштабный памятник уплотнительной застройки начала ХХ века убил красивейшую Коллежскую площадь за Биржей. Странная неудача архитектора Леонтия Бенуа, в иных случаях прекрасно справлявшегося с ответственными градостроительными задачами (вспомним Капеллу или новый корпус Русского музея, названный именем автора). Возможно, она была предопределена варварским замыслом – застроить площадь, чего до того в Петербурге не случалось. Бенуа словно не признал наличия у здания четырех открытых сторон и не сделал фасадов ни с севера, ни с востока, поэтому и выглядит больница как недостроенная. Но ее техническая начинка поражала современников. В новом здании Императорского повивального института, основанного еще в 1797 году, по словам его директора Дмитрия Отта, «каждый гвоздь был вбит не случайно, а по тем или иным соображениям». В помещениях не было поверхностей, где могла бы осесть пыль: электропровода и водопроводные трубы были скрыты в стенах, все углы закруглены, а стены покрыты стекловидной массой. Паровое отопление, бывшее в то время редкостью, вызывало восхищение, как и передовая вентиляция: воздух поступал из сада через вентиляционные башенки, проходил через бумазейные фильтры, увлажнялся над бассейном и, согреваясь до необходимой температуры, поступал в воздуховоды, в которых во избежание плесени были проделаны специальные окошки. В помещения также подавались стерилизованная вода и физраствор. К услугам будущих мам здесь было все, включая и огромный немецкий орган фирмы Walker, украшавший актовый зал (в 1929 году его перенесли в Большой зал Филармонии). Пациентки на сохранении, которым было запрещено вставать с постели, слушали органные концерты по «слуховым трубам». Все в клинике было направлено на то, чтобы «дать возможность забыться страждущему, рассеять его мрачные думы и облегчить душевное настроение».

При институте открыли школу, где готовили сестер-акушерок. У Отта они уже не назывались повивальными бабками


Таможня и пакгаузы

До появления клиники середину площади занимал сквер, а до него – пустырь, в центре которого в специальном павильоне хранился Готторпский глобус. Все прочее строительство жалось к берегам Невы. Строгий план появился только в начале XIX века стараниями архитектора Карло Росси и менее знаменитого итальянца Джованни Лукини, автора таможни и пакгаузов. Росси же, в частности, определил, по какую колонну должна выглядывать из-за не предусмотренных Томоном пакгаузов биржа. До того времени площадь была раза в два больше, все здания, выходившие на Неву, тыльной стороной формировали это внутреннее пространство.

Сегодня в бывших пакгаузах соседствуют научные институты и многочисленные рестораны


Академия наук

Самое выдающееся здание в этой части города – Академия наук Кваренги – именно к этим внушительным просторам было обращено крайне скромным на первый взгляд дворовым фасадом, который, впрочем, стал таковым только после смерти автора. С южной стороны Кваренги создал величественный портик, обнаруживающий уникальную способность выдерживать соседство с громадностью акватории Невы. Достаточно посмотреть на здание с другого берега реки, чтобы убедиться: ни одна другая постройка на набережной не соразмерна Неве так же, как Академия.

Фридрих Дюрфельдт. Здание Академии наук со стороны Невы. 1792 год


  

Башню первого русского публичного музея, задуманного Петром как дворец науки, венчает армиллярная сфера – модель древнего астрономического инструмента для определения координат небесных светил. Имитирующая модель Солнечной системы, она символизировала и Вселенную, и науку


Кунсткамера

Поскольку теперь верхнюю площадку лестницы Академии наук украшает мозаичное изображение Полтавской баталии, созданное по замыслу Михайлы Ломоносова, может показаться, что здание имеет какое-то отношение к этому ученому. На самом деле научные баталии, где русский гений боролся с ненавистными немцами, происходили в соседнем, ныне сугубо этнографическом здании, бывшем при Петре средоточием всей научной деятельности в Петербурге.

Творение Томона стоит на месте разобранной биржи Кваренги


А ведь это не только первый музей, но и зал заседаний Академии, и первое ее книгохранилище. В основании башни Кунсткамеры – замечательный вогнутый фасад, близкий к римскому барокко. К сожалению, зодчий Георг Иоганн Маттарнови не имел возможности надзирать за выполнением своего проекта – только этим можно объяснить откровенную неуклюжесть отдельных деталей (словно нарисованных от руки), не говоря уже о явных отличиях от сохранившегося чертежа. Верхняя часть башни еще в XVIII столетии загорелась от попадания молнии и погибла. И первоначальное завершение было восстановлено лишь в 1950-е годы. Те, кто считает, что при советской власти город только уродовали – сносили храмы, строили бездарные «коробки», – удивятся, узнав, что одним из самых тактичных дополнений советского времени к облику старого Петербурга является ставшая давно уже всем привычной башенка Кунсткамеры. В начале XIX века архитектор Андреян Захаров, консультировавший Томона при постройке Биржи, задумал рядом с его стрелкой создать собственный грандиозный ансамбль – в пандан к Адмиралтейству на другой стороне Невы. Для этого надлежало не только перестроить устаревшую Кунсткамеру в духе классицизма, но и совершить нечто поистине чудовищное – продублировать здание Академии наук по другую сторону от первого музея (то есть там, где теперь стоит один из пакгаузов Джованни Лукини – Зоологический музей). Абсолютно самодостаточное здание Кваренги стало бы в таком случае чем-то вроде бокового флигеля новой Кунсткамеры. К счастью проект остался на бумаге. По всему видно, не слишком-то новые архитекторы уважали стариков. Здание Кваренги казалось им слишком скромным – как будто дело в абсолютных размерах! После сноса биржи этот второй проект мог оказаться для великого архитектора последним ударом.

Истфак занимает бывший Новобиржевой гостиный двор


Гостиный двор

А самое большое здание на стрелке снесли в начале XX века. Речь о гостином дворе, построенном в начале XVIII века неизвестным зодчим. От него остался крошечный фрагмент на Тифлисской улице, ныне там расположилась дирекция Библиотеки Академии наук, основное здание которой заняло часть освободившегося квартала. Снесенное торжище к числу шедевров зодчества не отнесешь, и оформлено оно было, как видно по сохранившемуся фрагменту, довольно скромно.

Неизвестный художник. Портовый гостиный двор. Третья четверть XVIII века


Гораздо больший интерес представлял гигантский двор, окруженный со всех сторон аркадой. У свидетелей разрушения – пионеров изучения истории Петербурга – он вызывал ассоциации с Италией. Новый гостиный двор Кваренги пощадили. Он был только надстроен в 1930-е (тоже пример деликатной советской архитектуры) и отдан университету. Аркада здесь устроена снаружи, что не так уж и чуждо учебным зданиям, даже немного напоминает мюнхенский университет.

В БАНе может заниматься каждый, кто принесет «отношение от организации»


  

Библиотека Академии наук

Если в начале XIX века главным архитектором района был Лукини, в конце столетия на эту роль могпретендовать Роберт Марфельд. Он построил новый корпус Этнографического музея (в Таможенном переулке), надстроил Зоологический музей и возвел на костях гостиного двора здание Библиотеки Академии наук. Последнее было завершено только в 1920-е годы, причем классические детали фасада выполнили лишь отчасти, – получилось нечто, странным образом напоминающее конструктивизм или, по крайней мере, упрощенный классицизм советского времени. Конечно, так сильно опередить свое время второстепенный архитектор-академист не мог. И без украшений его здание кажется особенно уродливым – этакий тяжелый серый книжный шкаф.

Гигантский участок на набережной достался Министерству торговли от снесенного гостиного двора


Министерство торговли и промышленности

(Академия тыла и транспорта)
Но настоящего монстра на этом участке (на месте гостиного двора) возвел другой архитектор – Мариан Перетяткович, который непродолжительное время перед революцией мог вообще считаться лицом имперского официоза. И это его самое огромное творение – здание Министерства торговли и промышленности, по назначению своему отчасти даже продолжающее торговую линию стрелки. Типичный памятник «серого стиля», которым завершилась старая русская архитектура. Глядя на уродливые полуколонны, уже не испытываешь сожалений по поводу незавершенности фасада БАНа: вполне возможно, и у Марфельда получилось бы нечто подобное. Увы, эти здания, как и западный фасад Института имени Отта (тоже с полуколоннами), свидетельствуют, как низко пала классическая традиция в Петербурге к рубежу XIX–XX веков. От Кваренги через Томона и Лукини она пришла к Перетятковичу и Марфельду.

Ежедневно Елисеевы разливали тысячи бутылок


Особняк и склады Елисеевых

Квартал между Менделеевской и Съездовской линиями, между стрелкой и регулярным Васильевским, расчерченным линиями и проспектами, среднему горожанину представляется смутно, что неудивительно: по большей части эти территории принадлежат Академии тыла и транспорта и Государственному оптическому институту, а следовательно, непроницаемы. Пять лет назад строительный холдинг «Эталон-ЛенСпецСМУ» на основании федерального инвестиционного контракта получил право застроить часть ведомственных пустырей между Биржевой линией, Биржевым и Волховским переулками и возвел на них гостиницу и современный жилой комплекс. К чести застройщиков надо заметить, что они выдержали высотный регламент и постарались сохранить из старых зданий все, что было возможно. В частности, они реконструировали торговые склады купцов Елисеевых, и теперь эти старинные двухэтажные корпуса с аркадами вступают в диалог с большими светлыми плоскостями домов, построенных по проекту архитектурной мастерской Евгения Герасимова. Фамилия Елисеевых привычно вызывает в памяти помпезный Елисеевский гастроном на Невском проспекте и роскошный дом на набережной реки Мойки (ныне «Талион-клуб»). На Васильевском острове одному из братьев – Григорию Петровичу – принадлежал почти целый квартал: в доме № 12 он жил сам (фасад и сегодня украшает елисеевский вензель), в доме № 14 располагалась контора торгового дома Елисеевых, под № 16 значились огромные торговые склады. Торговый дом Елисеевых к середине XIX века стал одним из самых уважаемых поставщиков императорского двора и снабжал столицу заморскими винами и колониальными товарами: кофе, чаем, пряностями. Поскольку за период навигации через морской порт Петербурга товар можно было получить лишь дважды, Елисеевы, воспользовавшись правом купцов первой гильдии и купив три грузовых судна, привозили его сами. А накапливали в арендованных погребах в Бордо, Хересе, Порту и на Мадере. Огромные склады в Биржевом переулке позволили им выдерживать и разливать вина уже в России. Поскольку условия выдержки вин различны, для каждого вида – шампанских, ликеров, венгерских или испанских вин – на складах отводилось специальное помещение. Ежедневно разливалось до 15 тысяч бутылок, не менее 100 тысяч ящиков находилось в запасе. Многие вина отправлялись обратно: Елисеевы стали крупнейшими европейскими негоциантами. После революции в особняк эмигрировавших хозяев заселились сотрудники Оптического института. На месте складов по Биржевой линии построили один из его корпусов, а здания в Биржевом переулке еще в 1990-е служили овощебазой. Сегодня, отреставрированные и обновленные, они служат зоной reception гостиницы Holiday Club St. Petersburg. Также здесь располагаются рестораны Sevilla и Portofino, lounge-кафе Bridges и винный бар Eliseev.
  

Покровитель торговли Меркурий нынче приветствует не купцов, а филологов. В бывшее здание таможни в 1927 году въехал Пушкинский дом


Памятник первому русскому лауреату Нобелевской премии академику Ивану Павлову у входа в Институт физиологии его имени


На вензеле переплетены инициалы Г. П. Е. – Георгий Петрович Елисеев






Журнал Хроника Надзиратель
№8 август 2008