К оглавлению специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №9 (69) сентябрь 2008
На карту

Карта места



Анна Петрова

Слово редактора


Анна Петрова

о том, что происходит в квартале за заводскими заборами

За последний год «Надзиратель» не раз «обходил» районы, о которых обычно умалчивают путеводители. Первая реакция фотографов: «Да что там снимать? Одни заборы». Удивление художника: «А что рисовать? Какие-то ангары…» Скепсис авторов: «А описывать что?» Но чем больше я изучаю такие кварталы, тем мне интереснее. Не так-то легко заглянуть за эти заборы, в транспортные депо, в невнятные с точки зрения архитектуры цеха. Как правило, это режимные зоны – надо вести переговоры со всякими службами, получать разрешения, доказывать лояльность и просветительский (надеюсь) характер журнала. По инерции о производственной деятельности рассказывать вообще не принято: не секрет, что большинство предприятий Ленинграда работали «на войну», и догадки, кто чем занимался, основываются не на официальных источниках. Вот, например, объединение имени Козицкого – оно лишь «для отвода глаз» выпускало телевизоры «Радуга», а большая часть производства принадлежала военно-промышленному комплексу. В нашем квартале для него построили здания на Малом проспекте, сегодня, правда, занятые уже не козицкими. Один из соседей – IT-компания «Транзас» – крупнейший производитель навигационного оборудования. Как выяснилось, они сами, безо всякой помощи государства, завоевали треть мирового рынка и поставляют свои системы флотам европейских стран, их электронными морскими картами пользуется чуть ли не полмира.
Еще один герой квартала – бывший завод «Эскалатор». Раньше я на уродливые производственные корпуса, теснившие Смоленское кладбище, смотрела чуть ли не с ненавистью. А сейчас – ну, хотя бы знаю, чьи они, у них своя история, которой они могут гордиться. На бывшем «Красном металлисте» сделали первые в стране эскалаторы. Это сейчас эскалатор – часть обихода, как лифт или троллейбус, а в 1930-е годы конструкторы имели лишь отдаленное представление, как он устроен. Работали по картинкам и воспоминаниям очевидцев, видевших «живые лестницы» на Западе. И справились – и до сих пор производят эскалаторы. Или трамваи – многие версии вагонов, долгие годы бегавших по городу, были доработаны в вагоноремонтных мастерских Василеостровского трампарка – первого в городе. Вникнув в их эволюцию, я теперь на архивных фотографиях могу отличить вагон МС от «американки», а «американку» от «слона» и, следовательно, точнее, датировать снимки. Словом, если интересоваться, что происходит за заборами в районах, где прохожему, кажется, совсем нечего делать, то познакомитесь с Петербургом – не праздным туристическим баловнем, а городом, где люди дело делают.

    Карта места




Журнал Хроника Надзиратель
№9 сентябрь 2008