На Петровском острове больше яхт, чем машин
Петровские проспект, площадь, коса, мост – всем Петровским остров обязан самому Петру I. Раздав соседние острова родным и близким, этот кусок суши самодержец оставил себе, как полагают, для охоты. Планировкой он действительно напоминает традиционные охотничьи угодья: егеря гонят дичь по длинным прямым просекам-аллеям (нынешний Петровский проспект и улица Савиной), на их пересечении (Петровская площадь) располагался царский охотничий домик.
Гобелен из Петровского дворца
Так писал в своем путеводителе по Петербургу XVIII века путешественник и академик Иоганн Готлиб Георги. В дельте Невы есть еще один такой, Канонерский, но он получился продолговатым искусственно, при создании порта. Петровский же «змеился» изначально.
На острове сосуществуют несколько зон, представляющих стадии его развития: пустырь (до XVIII в.), сад (начало XIX в.), промзона (XX в.). От первоначальной нетронутой дикости, правда, ничего не осталось, теперешнее запустение – следствие неудачи двух главных проектов: садового и индустриального. Не хватает острову простора, вот он и замер в ожидании перемен. На Петровском совсем нет набережных и только одна настоящая улица – Петровский проспект, ставший после закрытия для машин Большого Петровского моста самым протяженным городским тупиком.
|
|
Не годился остров для ландшафтных экспериментов. От края до края всего метров двести – слишком узко, негде садовнику развернуться. Потому и не вошел Петровский в плеяду Островов с большой буквы, образующих чудесный город-парк на воде. Тем не менее он служит им преддверием. Если отправиться с Невского проспекта на Острова троллейбусом № 7, то круглая площадь-кольцо, где стоял когда-то Петровский дворец, уже почти парк.
Большой Петровский мост на самом деле уже Малого Петровского через Ждановку
По острову лучше ездить на велосипеде, чем ходить пешком. Тогда тянущиеся вдоль Петровского проспекта заборы (с одной стороны – пивной
завод «Бавария», с другой – судостроительное объединение «Алмаз») выглядят лишь «пропилеями» к косе, к яхт-клубу, к невскому простору. Индустрия издавна жмется к рекам – естественным транспортным магистралям, и в ХХ веке незавершенный парк легко обратился в свою противоположность – заводской цех. Туристы, отправляющиеся в Петергоф по воде, стараются не замечать эту изнанку города, хотя в залив «метеоры» выходят как раз вдоль Петровского. Лишь в самом конце внимание привлекает современное здание яхт-клуба, перекликающееся с новостройками Васильевского острова. Похожая судьба ждет, быть может, и Петровский. Это советским домам-«кораблям» он был тесен, а нынешнее, более гибкое строительство уже подбирается к этому пока сонному уголку Петербурга.
|
|
|
|
 |
Местный
Игорь Дементьев
командор, председатель совета капитанов – о родном яхт-клубе
|
В яхт-клуб на Петровском острове меня, семиклассника, привел в 1947 году отец. Тогда на мысу стояла зенитная батарея, казармы, а клуб ограничивался нынешней Рабочей гаванью. Никаких гранитных стенок на косе, конечно, не было, берег, поросший кустарником, плавно уходил в
воду. В Малой Невке перед Петровским существовал небольшой островок, его потом «сбрило» ледоходом. Еще была речка Керосиновка, которая отделяла косу от острова. До революции здесь находился керосиновый завод, в наводнение 1924 года его огромные пустые чаны уплыли в залив. В 1934-м Киров приказал перенести бывший Императорский яхт-клуб с Крестовского острова, где начинали строить огромный стадион, на Петровский. Руководство заняло чью-то старую дачу, яхтсмены сами посадили на пустыре парк, построили эллинги. Лишь к Олимпиаде-80 появились новое здание клуба и гавань.
После войны из Германии в клуб доставили массу трофейных яхт и яхточек. Большая часть их сгнила в первые годы, ведь никаких материалов, чтобы ремонтировать суда, не было, красили чуть ли не смесью гуаши и олифы. Но три немецкие яхты 1930-х годов до сих пор на плаву: «Мальва», «Нева» и «Звезда». Оригинальное название последней – Stella Polaris («Полярная звезда»), она явно была построена не для последнего человека рейха. Сейчас такие деревянные яхты – раритет уже и для Европы. Самая старая яхта в городе, «Мираме», гонялась еще до
революции. Клуб принадлежит профсоюзам и в советские годы пополнялся яхтами с профсоюзной верфи, ведь это было одно юрлицо.
Потом начался развал, в 1990-е – вообще полная неизвестность, даже порт толком не работал, а сейчас под яхт-клубом понимают и сообщество по интересам, и платную стоянку для частных катеров и яхт. Во всем мире это разные вещи. Есть марины – стоянки для яхт индивидуалов, какую
сейчас вновь сделали на Крестовском, но их не путают с яхт-клубами – спортивными обществами, которые, совместно владея яхтами, обучают
желающих, устраивают гонки, поддерживают связи с яхтсменами других стран. Вот, например, в Лондонском яхт-клубе его члены, по традиции,
сдают в библиотеку клуба подробные отчеты о своих плаваниях, существует музей, навигационная камера, собрание карт. Надеюсь, мы тоже
к этому придем. Лишь бы власти понимали, что приморскому городу яхт-клуб необходим. Ведь такой воде, как у нас, можно только завидовать.
|