Первенство города. 2008 год
озникновением парусного спорта Россия, как нетрудно догадаться, обязана Петру I. Правда, царю нужны были не яхтсмены, а хорошо обученные матросы и офицеры для молодого русского флота. Но чтобы приохоить россиян к морю, все средства были хороши. Кнут – запрещение наводить мосты между невскими берегами, пусть горожане налегают на весла, пряник – учреждение аналога современного яхт-клуба, где на подаренных казной лодках петербуржцы в свободное от строительства города время могли бы «отдыхать» на воде. Воскресные экзерциции «Потомственного Невского флота» (прообраза сегодняшних яхт-клубов), как вспоминает один из участников, даже сопровождались музыкой. «Царь ехал недалеко от
нас позади, на барке царицы, стоя у руля. Гости и вельможи имели с собой музыку, и звуки валторн и труб беспрестанно оглашали воздух».
Для того чтобы «потомству» было на чем учиться парусному делу, основали партикулярную верфь, где строились гребные лодки-верейки и парусные яхты. Их раздавали частным лицам и учреждениям с одним условием: содержать в порядке. Во главе «Невской флотилии» поставили
стольника Ивана Потемкина, отличного моряка, прозванного «невским адмиралом».
Старинная мебель и фотографии Императорского яхт-клуба украшают нынче актовый зал нового здания
«Невский флот» имел четкую, хорошо продуманную организацию и утвержденные Адмиралтейств-коллегией устав и флаг. Устав Петр составил лично: оговорил обязанности владельцев судов, подробно описал, как хранить их и ремонтировать, поделился советами, как производить «эволюции во время совместного плавания», приложил таблицу необходимых сигналов. Он лично участвовал во всех выходах флотилии, но культ моря и кораблей угас с его смертью. «Невский флот» распался. Лишь спустя полтора века, при Николае I, был создан новый, Императорский яхт-клуб, правда чуравшийся петровского демократизма. Его членами могли быть лишь дворяне.
|
|
Во время первой регаты в 1847 году вокруг Толбухинского маяка на заливе гонялись лишь семь яхт. Яхтсмены-аристократы ходили и в далекие плавания. Лейтенант Артыганьев на тендере «Нереида» обогнул Европу, а командор яхт-клуба Лобанов-Ростовский на шхуне «Рогнеда» сходил в 1853-м в Южную Америку. Но столичному чиновничеству и интеллигенции доступ в клуб был закрыт, и они в 1858 году организовали собственный кружок – «Моряк на все руки». Через два года после утверждения устава в Морском министерстве он превратился в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. В 1870-е речники развернулись: организовали шлюпочную мастерскую, где
строили различные суда – от гребных ботиков до многотонных яхт, бесплатные мореходные классы, готовившие штурманов, корабельных и
шлюпочных мастеров, с 1874 года издавали еженедельный (!) журнал «Яхта».
Обогнув буй, яхты продолжают гонку. Сентябрь 2008 года
В дальнейшем к этому клубу перешло августейшее покровительство, и он тоже стал называться Императорским. В 1910 году Императорский речной яхт-клуб торжественно праздновал пятидесятилетие. «С утра дувший сильный ветер стих, и 93 яхты, принадлежавшие различным петербургским клубам и приглашенным финским спортсменам, вышли на рейд, – вспоминал о юбилейной гонке один из руководителей клуба Эдуард Лидваль. – Наибольший успех, как всегда, достался речникам, среди которых лучшей оказалась яхта “Титания” Эмиля Нобеля, прошедшая двадцать одну милю за 5 часов 26 минут».
Команда судей наблюдает за соревнованиями. 1910 год
Парадный портрет «Титании» и сейчас украшает актовый зал яхт-клуба, правда не на Крестовском острове, где он базировался до революции, а на Петровской косе, куда его преемника перевели указом Кирова в 1934 году. А.П.
|
|
|
|
|
 |
Местный
Марина Фурса
учительница биологии и мать троих детей – о том, как внезапно стала яхтсменкой
|
Я потомственная морячка, освоить парус мечтала с детских лет, но с отцом – увы! – не успела. Лет пять назад, сходив первый раз в море на яхте «Компромисс», поняла, что это – мое, да и приятели убедили, что из меня может выйти толк. Записали меня на курсы судоводителей. Весь
прошлый год по три раза в неделю изучала навигацию, МППСС (Международные правила предупреждения столкновений судов), правила плавания по внутренним водам и прочие предметы. Как-то призналась преподавателю, что мне мало знаний по парусам, ведь в основном все учатся вождению катеров. «Ах, мало?! – говорит он. – Тогда иди на рулевого». Пошла. Пришлось учить еще и такелажное дело, правила гонок и фактически
новый иностранный язык, ведь парусная терминология – голландско-немецко-английского происхождения: всякие люверсы, фор-стаксели, юферсы. Я же была как Фукс: «Даму треф ищите». Потом пришлось вникать и в русскую специфику, запоминать, что такое «набить парус», «увалиться», «стравить». Меня тогда спрашивали, не завязываю ли я еще шнурки рифовым узлом. Но могу собой гордиться: для сдачи экзамена будущие рулевые
должны наплавать триста миль, а я наплавала уже более двух тысяч! Этим летом ходили на «Звезде» в Голландию, тридцать пять дней в пути.
Как близкие относятся? Муж – с пониманием. Старшая дочь спросила: «На яхте много работать приходится?» – «Очень много!» – «Тогда я лучше найду себя яхтсмена». Сын поинтересовался, какой мощности у нас мотор, и сказал: «Тогда я лучше куплю катер». А младшая дочь тянется. Ученики в школе как узнали про мое увлечение – зауважали, на капустнике произвели меня уже в капитаны. «Мне до капитана еще далеко», – говорю. «Да нет, – уверяют, – вам, Марина Николаевна, теперь уже до всего рукой подать». Я поняла, что никогда ничего не поздно! Если болеешь морем, стоит прийти и попробовать. У нас девчонок, кстати, хватает. На одной яхте – «Песня» – вообще чисто женский экипаж.
Яхтсменки

На регате, устроенной в честь пятидесятилетия Речного яхт-клуба. 1910 год
«Гордая отвага и вызывающая храбрость особою печатью лежит на фигуре, движениях, манерах яхт-клубовской дамы. Это не бравировка, не военная удаль, противоположная женственности. Напротив. Это исключительное сочетание кротости и удали, нежности и смелости, сочетание,
производящее чарующее впечатление. <…> Окончатся гонки, и эти же скромницы, переодетые в бальные костюмы, наполнят танцевальную залу и до утра будут увлекать своих достойных сотоварищей по спорту в вихре вальса или мазурки. Дух спорта и отваги не покидает их и в бальном зале, как в невских волнах, и в мазурке, как в шлюпке, они увлекательны и решительны». (Из путеводителя по Петербургу 1894 года)
|