
Историки искусства так и не пришли к единому мнению, как правильно называть этот мотив, когда вместо колонны или столба своды здания обречены нести на себе фигуры людей. Как известно, Атлант в греческой мифологии удерживал на плечах небесный свод. Существует еще один термин – «персидский ордер»: якобы в честь победы над персидским войском жители Афин решили поместить изображение обращенных в рабство
врагов вместо колонн, дабы они вечно выполняли общественно полезную функцию. Чем провинились девушки из Карии (кариатиды), поставленные на фасаде афинского храма Эрехтейон, непонятно. А странные фигуры безногих мужчин и женщин, которыми украшены фасады домов в этом квартале, – монстры, порожденные итальянским барокко. Они распространились в XVII веке в Европе, а затем и в России. Иногда предлагают такие мужские торсы называть атлантами, фигуры в полный рост – теламонами, а вот для кариатиды нет синонима, неважно, с ногами она или без. И.С.
|
|
|
|
Теламон
Атлант с занесенными над головой локтями хорошо известен по зданию Нового Эрмитажа. Кажется, так и должен выглядеть «нормальный» атлант, «держащий небо на каменных руках». Но подобная фигура в полный рост для XIX века была редкостью. Немецкий архитектор Лео Кленце поручил
скульптору Александру Теребеневу воспроизвести гигантов, незадолго до того найденных археологами на Сицилии, на раскопках храма в Агридженто. К Теламону – герою античных легенд – такой архитектурный теламон отношения не имеет. Просто имя его переводится с древнегреческого языка как «несущий».
|