Малая Нева по широте и простору ничуть не уступает Большой Неве...
Набережная Макарова
(бывшая Тучкова)
Территория от Малого проспекта до Смоленки до середины XVIII века была полуостровом: за 8-й линией тек широкий рукав Смоленки (тогда Черной речки). Малая Нева подходила почти к 3-й линии, так что нынешняя широкая набережная, где в 1920-е даже устроили сад отдыха для рабочих завода имени Козицкого, – результат бесчисленных подсыпок и намывов грунта.
Гранитной стенкой набережная Макарова обзавелась лишь в начале 1960-х годов, когда деревянный Тучков мост был заменен современным. А в начале ХХ века у грузовых причалов на Малой Неве толпились баржи с дровами, стройматериалами и продовольствием. Память места сильна – к местным дебаркадерам и сейчас причаливают прогулочные пароходики. Раньше отсюда отправлялись «метеоры» в Кронштадт. Этот рейс возобновила компания «Русские круизы».
...а Малый проспект по транспортной напряженности – Большому проспекту
Малый проспект
Он гораздо скромнее старших братьев – Большого и Среднего проспектов. Участок от Невы до 8-й линии был застроен еще в первой половине XVIII века. В начале проспекта сохранились старые трехэтажные купеческие дома (№ 3, 5, 7), которые в ХХ веке обступили доходные громады.
№ 1
Вероятно, самый крупный доходный дом на Васильевском острове. Архитектор Иван Макаров построил его перед самым началом Первой мировой войны на набережной, названной затем именем другого Макарова – адмирала, героя Русско-японской войны. Дом завершает панораму берегов Малой Невы, уверенно вступая в спор со всеми остальными заметными сооружениями в этом месте, вроде стадиона «Петровский». Отдельные детали, мелкие и неуверенные, словно бы сняты с какого-то другого, более скромного здания, но они не важны (особенно после того, как дом в 2004-м году был разрушен до основания и выстроен заново).
№ 3
В одной из парадных на полу сохранилась выложенная мозаикой дата окончания строительства: 1884. Домовладелец купец Лохов держал на первом этаже трактир, в 1910-е годы, при другом владельце, он стал рестораном «Нижний Новгород». И сейчас здесь тоже ресторан, но уже не русской, а китайской кухни, что сто лет назад, наверное, было мало реальным.
Дом на углу Малого проспекта и 5-й линии жители квартала считают самым красивым
№ 5
Старейший дом на Малом проспекте. Построен в середине XVIII века для сына купца Чиркина, финансировавшего строительство Благовещенской
церкви (см. статью «Старая барыня» на стр. 10). В 1858–1864 годах дом расширили и надстроили третьим этажом. В 1870 году здесь останавливался перед своим путешествием к берегам Новой Гвинеи отважный этнограф и антрополог Николай Миклухо-Маклай.
|
| | |
№ 13
Самый импозантный и интересный в архитектурном отношении доходный дом в этом квартале. Его стиль – переходный от модерна к неоклассицизму, когда разочарованные в новейших поветриях русские зодчие еще не открыли для себя Италию, но были уже на пути к ней. В поисках классически прекрасного прошлого остановку сделали в Москве: как ни странно, привлек внимание этих новых консерваторов, сумевших приспособить мелкие детали провинциального классицизма к современным доходным домам, образ камерных особняков послепожарной эпохи. Правда, продержался такой
интерес к русской старине в новом зодчестве недолго, и крупных мастеров среди авторов этих «московских» домов не было. Два самых заметных
здания в Петербурге построили однофамильцы Резвые: Николай (в данном случае) и Павел (Каменноостровский пр., 57)
Уральский мост стилизован под старинные петербургские мосты. Раньше на гранитных обелисках вешали фонари (например, Красный или Поцелуев мост через Мойку), Уральский украшен золотыми корабликами.
№ 23
В доме на углу Малого проспекта и 8-й линии привлекает внимание «фотопавильон» на крыше. В 1911–1912 годах его приспособил под мастерскую
художник Сергей Чехонин, прославившийся позже своим агитфарфором в России и театральными декорациями в эмиграции во Франции.
8-я линия
№ 77
Высокий краснокирпичный корпус с большими окнами – бывшее здание фабрики пианино и роялей «Беккер». Построено мастером промышленной
архитектуры Рейнбольдтом в 1894 году. См. статью «“Беккер” vs. “Красный Октябрь”»
№ 83
Производственный корпус, ранее принадлежавший заводу имени Козицкого, а ныне занятый бесчисленными арендаторами, среди которых и Институт дизайна, и шляпная фабрика, демонстрирует сознательное использование всевозможных архитектурных излишеств, самое впечатляющее из которых – массивный карниз с фризом. Вот он, ответ новой, послевоенной эпохи индустриальным фантазиям конструктивистов. Но и такая архитектура
оказалась нежизнеспособной.
№ 85
Еще один угловой дом, очень сильно выигрывающий благодаря своему положению. Без всякой технической надобности, исключительно красоты
ради архитектор украсил угловую часть вытянутым куполом со шпилем, как это постоянно делали в начале XX века и как не делают уже давно.
Набережная Смоленки. 1904 год. Найдите десять отличий от современного вида
Уральский мост
В 1960–1970-е строительство мостов и набережных стало нишей (наряду с реставрацией), где только и могли выжить любители старины или те, кто стремился к контекстному подходу. Сколь бы современными ни были в те годы конструкции мостов, в их декоративном убранстве чаще всего проступает хоть какая-то связь с городскими традициями, особенно если речь идет о малых реках и каналах. Правда, в такой стилизации
под старину есть опасность остаться неузнанным. Многие наверняка думают, что гранитные набережные на Смоленке (как, скажем, и на Обводном канале) появились до революции, а ведь на самом деле все это достижения советского времени. Впрочем, венчающие Уральский мост обелиски с корабликами никто не примет за старинную деталь. Есть в них некоторая ирония, возможно, просто небрежность. Уж больно похожи они на позднесоветскую сувенирную продукцию.
|
| | |
Строительство новых корпусов завода. 1928 год
Набережная реки Смоленки
На задворках Васильевского острова, вдоль Малой Невы и Смоленки, собралась целая коллекция заводских корпусов, построенных по большей части в советскую эпоху, когда в индустриальное строительство проник новый стиль – конструктивизм. Корпус завода имени Козицкого по 6-й линии с эффектным скругленным углом, хорошо заметный с Уральского моста, – характерный пример этой новой архитектуры. Еще недавно здесь на уровне первого этажа красовалась надпись «Да здравствует Троцкий, вождь рабочего класса!» (сейчас аккуратно замазана). Эх, не знал молодой радикал, начертавший этот лозунг, как парадоксально близок он к исторической правде. Есть все основания приписать авторство этих корпусов
действительно Троцкому, только не Льву, а Ною – одному из самых заметных ленинградских зодчих довоенной поры. Опасная фамилия едва ли мешала его карьере. По легенде, ему настоятельно советовали ее поменять, на что Троцкий резонно заметил, что пусть ее поменяет вождь, ведь для него это всего лишь псевдоним, тогда как ему, Ною Абрамовичу, она досталась законным образом от отца и деда.
Корпуса завода имени Козицкого соединяются с корпусами «Нептуна» мостом через 6-ю и 7-ю линии
Участие Троцкого в строительстве завода имени Козицкого – факт малоизвестный, но хотелось бы верить, что именно он спроектировал в 1929 году новый корпус по 6-й линии, тогда как Давид Бурышкин, его единомышленник и последователь, годом раньше возвел корпуса вдоль Смоленки. «Корпус Троцкого» умело закругляется, смягчая острый угол и образуя внизу выемку, словно созданную для удобства пешеходов. Именно эту нишу украшал революционный лозунг, на смену которому пришли «Хорошие колеса» и другие политически индифферентные вывески.
Теперь скругленный угол «корпуса Троцкого» хорошо известен авто- и велолюбителям
4-я линия
№ 65-67
Клуб завода имени Козицкого, ныне международный деловой центр
Одновременно с возведением новых корпусов для рабочих телеграфного завода по соседству начали строить комбинат культуры со зрительным
залом на 950 мест, помещениями для кружковой работы, библиотекой и столовыми.
Создателям этого здания удачное местоположение у начала Смоленки едва ли пошло на пользу. Такого рода тяжеловесные, с грубыми пропорциями
«античные» портики характерны для перехода от авангарда к сталинскому классицизму 1930-х. Цвет тоже характерный – уныло-серый. Строительство этого здания сильно затянулось и закончилось лишь в 1940 году (интерьеры оформляли уже после войны). Поторопись строители – появился бы здесь еще один конструктивистский клуб, вполне достойный соседних заводских корпусов, но в конце 1930-х подобное уже было невозможно.
5-я линия
№ 66
Различные производственные здания, которые располагались здесь с начала XIX века, – красильную фабрику, пивоваренный завод, жестяночные цеха – в 1911 году перестроил под жилье видный зодчий, мастер доходных домов Дмитрий Крыжановский. В обновленном здании открылась гостиница «Нью-Йорк», где в 1916 году жил известный художник Натан Альтман. Предполагается, что именно здесь, в «меблированных комнатах», он написал знаменитый портрет поэтессы Анны Ахматовой, жившей тогда неподалеку – в Тучковом переулке.
|
| | |
Такие пышные карнизы, украшавшие здания после войны, вскоре были осуждены партией как архитектурные излишества
Концертный зал клуба часто сдается под мероприятия с фуршетом, танцами и торжественными речами со сцены
«Барочный» плафон зала с прорывом в небеса и иллюзорными балюстрадами расписан художником Анатолием Трескиным. Он набил руку на монументальной живописи, реставрируя после Второй мировой войны росписи Павловского дворца, залы Эрмитажа и Русского музея
|