К оглавлению специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №2 (74) февраль 2009
На карту

Карта места



Анна Петрова

Слово редактора


Анна Петрова

о попадании в гавань водным путем
Есть такое правило: по Большой Неве ниже Адмиралтейского канала и 23-й линии Васильевского острова прогулочным катерам и лодкам заходить нельзя – там военные производства, Адмиралтейские верфи, Балтийский завод, якорей не бросать, посторонним В. Но если вдруг случится договориться с кем-то из «шкиперов», кому указ – не указ, спуститесь вниз, в гавань, – не пожалеете. Нева за Горным институтом словно раздвигается, набережные исчезают, на берегах видны доки, краны, эллинги, какие-то склады, – похоже на Темзу за Гринвичем. Производственный колорит добавляет пейзажу суровости. Поскольку Морской вокзал функционально скорее мертв, чем жив, с моря он кажется фантомом: может, у его причала и швартуются корабли, но редко. Чуть дальше в круглом ковше Галерного фарватера стоят катера и яхты. Я попала сюда в июне, в тот момент, когда на паруснике «Штандарт» деловито крепили алые паруса – готовились к вечеру выпускников. Впечатление, будто зашла за кулисы в театре. Про то, что можно проникнуть еще глубже, в саму Галерную гавань, я и не подозревала. Поскольку территория вокруг принадлежит заводам, она кажется малодоступной: кругом заборы, шлагбаумы, охранники. Но в этом одичалом ландшафте можно разглядеть исторические черты: бассейн Галерной гавани, Шкиперский канал, ведущий к морю, кроншпицы на краю мола, – все это сохранилось от военно-морской базы, что была устроена здесь еще в петровское время, когда на всем остальном Васильевском острове шумел густой лес и выли волки. Остров с тех пор изменился не раз, а здесь словно был заповедник. Но и он преображается на глазах: город наступает не только с суши, но и с моря.

    Карта места




Журнал Хроника Надзиратель
№2 (74) февраль 2009