Район гавани вошел в черту города уже в 1808 году, но оставался удаленной окраиной на взморье. План города 1906 года
Большой ковш
Для многих горожан Большой ковш – та самая гавань, от которой происходит имя целого района, – продолговатое пятно на карте и только. Мало кто здесь бывал и мало кто знает, что это необычайно живописное место, совершенно непохожее на кварталы новостроек по соседству, хотя, конечно, изрядно запущенное. Если бы градостроители проявили немного больше внимания к этому исторически ценному и не лишенному архитектурных красот уголку, если бы включили его в свои грандиозные планы! К несчастью, с увлекшей их идеей обращенного в бесконечность морского фасада замкнутый район, в центре которого – скромных размеров искусственный пруд, имеет мало общего. Впрочем, новые кварталы неуклонно подбираются к нему, не оставляя шансов сохранить неповторимый характер этих мест.
начале ХХ века изящные силуэты кроншпицев еще не заслоняли заводские постройки
Кроншпицы
Самый западный из официально признанных архитектурных памятников города. И самый недоступный! В прежние времена экскурсоводы с удовольствием демонстрировали крошечные башенки с расстояния нескольких сот метров, от Морского вокзала, как неопровержимое доказательство вековечного стремления города к морю. Ведь автором караулок у входа в Большой ковш признан не кто иной, как первый зодчий города, Доменико Трезини. Правда, построенные им деревянные сторожки не сохранились, в 1730-е им на смену пришли теперешние каменные, автор которых – не столь известный Михаил Башмаков. Зато от первых лет существования города остался непритязательный петровский стиль.
|
| | |
Бывшая караульня в конце 1990-х оказалась приватизирована. И сегодня продается частным лицом
Караульня Штауберта
Улица Шкиперский Проток, 21
Похоже, что сухопутный подъезд к ковшу начали охранять лишь столетие спустя. По крайней мере, каменный контрольно-пропускной пункт появился здесь только в начале XIX века. Постройка мастера позднего классицизма Александра Штауберта в начале XX века была надстроена
неизвестным зодчим, а к началу XXI века пришла в полный упадок: покинутое людьми здание медленно разрушается.
Проходная Радиоинститута
Улица Шкиперский Проток, 19
Сооружение 1940-х годов курьезно отсылает к достижениям советской архитектуры. Ведь монументальные колонны, стоящие непосредственно на земле (редкий мотив!), представляют собой фрагмент пропилеев Смольного, встроенный в корпус проходной. Еще один экспонат местного музея архитектурных цитат.
Беседка
Имена авторов многих архитектурных объектов в этих краях не известны никому. Мост через канал, водонапорная башня в кирпичном
стиле (дом № 25), конструктивистский производственный корпус – все это постройки, если судить по меркам парадного центра, совершенно ничтожные.
Забор с беседкой ограждает территорию спортивного клуба флота
|
| | |
Но без такой архитектуры здешние места утратили бы все своеобразие. Чего стоит хотя бы беседка на глухой стене у моста! Ее форма далеко не соответствует вероятному назначению: здесь была еще одна караулка, возможно, даже пулеметная вышка – характерный
мотив сталинских времен. А при всем том это фрагмент фонтана на Царскосельской дороге, известного под названием «Четыре ведьмы» (архитектор Тома де Томон). В послевоенной архитектуре подобные цитаты не редкость, они были призваны напоминать о частично или полностью
утраченных пригородах Ленинграда.

Гостиница «Парк Инн Прибалтийская»
Улица Кораблестроителей, 14
Улица Нахимова начиналась как скромный безымянный проезд, а затем стала центральной магистралью нового района – символическим выражением прорыва города к морю. Однако, как несложно заметить, ведет она к гостинице от Смоленского кладбища (или наоборот). Проектируя «Прибалтийскую», главный архитектор района Сергей Евдокимов рассуждал о композиции, раскрытой к морю как бы гигантскими объятиями. В эти объятия новое здание готово было заключить немногочисленных иностранных гостей – в свое время «Прибалтийская» считалась наиболее продвинутым учреждением такого рода, притом одним из немногих туристических отелей в новостройках. Помимо фешенебельных номеров, ресторана с видом на морские дали и того, что теперь назвали бы фитнес-клубом, гостиница могла похвастаться и первым в городе подземным гаражом.
|
| | |
Неоклассическая проходная зарифмована с соседней классицистской караульней
Самый конец Большого проспекта назывался Костыльской заставой. В ноябре 1918 года здесь устроили «агитзаставу»: картины на улице прославляли победу большевиков в октябре 1917 года
|