Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (77) май 2009
На карту

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: О ТАЛАНТАХ И ПОКЛОННИКАХ


Сетка и клетка

Об особенностях производства, заказчиках и исполнителях редактору «Квартального надзирателя» рассказал начальник художественной лаборатории Сергей Русаков.

После обдувки будущая ваза направляется в цех ручной росписи


К
а наших кухнях все больше импортной посуды, которая изготовлена по современным технологиям изостатического прессования. Изделие производится сразу из сухого порошка, получается и дешевле, и ровнее, и белее. Вы не планируете отказаться от традиционной заливки фарфоровой массы в формы? А зачем?

Наша сила в консерватизме и традиции. Да, мы по-прежнему заливаем фарфоровую массу в формы, но только так можно изготовить элитный фарфор. В нашем производстве самое ценное – ручная работа, ручная роспись. Реплики старинных сервизов и ваз, анималистическая скульптура – с этой продукцией и ассоциируется марка ЛФЗ, а сейчас снова Императорского фарфорового завода.

А агитфарфор 1920-х?

Его мы повторяем немного, в основном по заказу коллекционеров. Сейчас на рынке возникла волна интереса к сталинскому ампиру 1950-х годов. Пользуются спросом реплики тарелок из «Гурьевского сервиза», «гвардейские» тарелки с офицерами всех родов войск, участвовавших в войне 1812 года, «ботанические» с рисунками растений из сервиза «Гербовый», ремейки фарфора XIX века…

Лучше всего идет фирменная «Кобальтовая сетка». Чашки в синий ромбик стоят в сервантах чуть ли не у трети горожан.

Кстати, если кто еще не купил, пусть поторопится, потому что эти сервизы на пределе рентабельности: такое количество ручного труда уже технологически неприемлемо в наше время. К тому же кобальт капризен при обжиге – краски могут получаться разных оттенков, что приводит к большому количеству брака.

Сервизы с кобальтовой сеткой и нарядны, и недороги, если учесть ручную роспись. Как профессионалы объясняют их популярность?

Сетка не раздражает. Она идеально подходит и для праздничного стола, и для повседневного. Узор, созданный Анной Яцкевич в 1950 году, на редкость емкий и удобный. Он организует любую форму: и на бок ложится, и на круглое растягивается – и на высокий кофейник, и на пузатый чайник. Было много попыток создать конкурента: Галина Шуляк превратила сетку в клетку, я сделал свой сервиз с рисунком кракле, в котором от сетки остались лишь «уголки». Все-таки удивительно, что некоторые вещи выпускают в количестве всего пяти штук, а некоторые по пять тысяч в месяц – и народу не надоедает.
  В 1918 году казалось, что нет вещей более далеких, чем пропаганда нового строя и Императорский фарфоровый завод, обслуживавший царскую семью. Однако заказ на революционный по содержанию фарфор дал образцы, которые и сейчас узнаваемы во всем мире: супрематические сервизы Казимира Малевича, тарелки Сергея Чехонина, Марии Лебедевой. Возможно ли сейчас создание агитфарфора?

А за что агитировать? Тогда самые радикальные художники – авангардисты, футуристы – оказались у руля власти. И силой таланта и веры в революцию они создали новаторские, убедительные вещи. Фарфор был частью создаваемого большого стиля. Сейчас вроде такого коренного обновления не предвидится.

Кто же в числе заказчиков?

Наш фарфор, к счастью, становится все более престижным. Мы выполняем самые разные заказы, от корпоративных сувениров небольших компаний до изделий для Администрации Президента, патриархии, Санкт-Петербургской епархии, Конституционного суда, «Газпрома» и «Трансаэро». Например, Татьяна Афанасьева сделала отличный сервиз «Нефть» для «Лукойла». Один из олигархов заказал парадный сервиз для своей резиденции на Кипре – мы использовали в оформлении античные мотивы. Для саммита ЕврАзЭС, проходившего в Самаре, мы сделали сервиз, на котором воспроизвели вид на Волгу, открывавшийся из окон приглашенных гостей.

Вы пытаетесь влиять на выбор клиента?

Удобней, когда он знает, чего хочет, а не просто просит «сделать красиво». Но любой заказ мы стараемся выполнить профессионально.

В последнее время туристы покупают сувенирные тарелки с видами городов, порой чудовищного качества. Вы не хотели бы играть на этом поле – с отличной продукцией, расписанной вашими художниками?

Открытки на фарфоре не наш уровень. Хотя сервизы с видами Петербурга мы тоже делали – например, для Константиновского дворца на трехсотлетие города.

Участок ручного литья


   
Что предлагает завод

Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев осматривает изделия Ломоносовского фарфорового завода


Посмотреть/купить фарфор в фирменном магазине или галерее. 10.00–19.00, ежедневно.
Посетить музей, ставший отделом Государственного Эрмитажа. 60 рублей.
10.30–17.00, кроме понедельника.
Побывать на производстве. Часовая экскурсия, группа до 10 человек, – 5000 рублей.
Расписать фарфор лично под руководством мастера. 3000 рублей за полтора часа. Заказать чайную пару с росписью по своему проекту. Монограмма наносится порошковым или глянцевым золотом. 2380–8670 рублей в зависимости от формы чашек и количества букв.
В трех последних случаях необходима предварительная договоренность (тел. 326-1744).




Журнал Хроника Надзиратель
№5 (77) май 2009