Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (77) май 2009
На карту

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: О МОСТОСТРОЕНИИ


Володарский мост. Версия первая

В 1932 году в Володарском селе началось сооружение переправы через Неву – первого в стране моста с железобетонными арками «с ездою понизу».

Установка крыла на опору моста заняла более суток


О
громные фермы первого Володарского моста доживают свой век в лопухах на берегу Невы в Ново-Саратовке. Пришедший в негодность к концу 1980-х годов, он был выкинут на свалку, заменен современным мостом, и многие горожане его уже и не помнят. Однако для своего времени это была дерзкая конструкция, при сооружении которой решались новаторские инженерные задачи, сравнимые, например, со строительством гидроэлектростанций. Рассматривая фотографии стройки, можно почувствовать, в чем состоял «пафос первых пятилеток», когда с помощью простейшей техники, с лебедками, лопатами и ломами сотни людей буквально вручную возводили огромный мост, строили новую жизнь.

Володарский мост был задуман как часть гигантской дуговой магистрали, намеченной Генеральным планом развития Ленинграда: дорога на Мурманск (Народная улица) – Ивановская улица – виадук над железнодорожной сортировкой – проспект Славы – Ленинский проспект. Этот путь до последнего времени, до открытия вантового моста, нес колоссальную транспортную нагрузку, являясь единственной (!) трассой, ведущей с правого берега в Московский район. Фуры на Октябрьской набережной часами выстаивали поворот на мост, и горе было автомобилисту, который по незнанию затесался в их ряд. Но в начале 1930-х, когда переправу только начали возводить, ничто не предвещало интенсивного движения. По берегам расстилались вполне идиллические пейзажи с козами, огородами и деревянными домиками.

Сопротивление материала

Инженер Григорий Передерий, возглавивший строительство, в 1910-х годах работал помощником Григория Кривошеина, проектировавшего Большеохтинский мост (мост Петра Великого). В новой невской переправе Передерий использовал тот же принцип: река перекрывается двумя огромными крыльями, по сто метров каждое, 18 (210) спб.собака.ru №5 (77) 2009 Володарский мост задуман как часть Южной дуговой магистрали, намеченной Генпланом города в центре на быки опирается разводной пролет. Подъемные части центрального пролета изготовили с помощью сварки, что было техническим новшеством, – до того металлические крылья делались только на заклепках. И главное, экономя дефицитный металл, Передерий решил сделать боковые пролеты из железобетона. Как известно, в арочных мостах «с ездою понизу» проезжая часть, подвешенная к арке, выполняет роль затяжки. Она стягивает концы подобно тетиве лука, и вес транспорта через вертикальные подвески передается целиком на арку. Стремясь облегчить абрис моста, Передерий сконструировал затяжку настолько мощной, что она была не просто подвешена к арке, а сама оказалась способной работать на изгиб как стометровая балка, опертая на быки моста. В результате стало возможным сделать верхнюю часть арки значительно тоньше. Но и этого было недостаточно, силуэт оставался массивным. Тогда инженер нашел способ повысить прочность самого бетона, армировав арки не стержнями, как обычно, астальными трубами, заполненными утрамбованным бетоном. Стенки труб не позволяли заключенному в них бетону раздаваться при нагрузке, и благодаря этому толщина арок уменьшилась. Конструкции такого типа и размера обычно бетонировались на месте. Для этого в русле реки приходилось сооружать дорогие и сложные подмости. С Володарским мостом опять же поступили иначе: боковые пролеты изготовили на берегу, а затем на специальных понтонах переправили к опорам. Транспортировку рассчитал знаменитый кораблестроитель академик Алексей Крылов.
 

Плавучие крылья

Пролеты бетонировали на береговых подмостях, напоминавших формой букву «П». Когда арка была готова, в получившуюся между «ножками» гавань заводили наполненные водой понтоны и устанавливали их под пролетным строением так, чтобы концы арки оставались свободными. Затем воду из понтонов откачивали, они поднимались и принимали на себя груз многотонной махины. Теперь она стояла уже не на подмостях, а на понтонах. В течение десятков часов колоссальное сооружение осторожно подтягивали лебедками, разворачивали и устанавливали так, чтобы концы арки оказались точно над теми местами быков, на которые должны были лечь.

На строительстве Володарского моста работали представители всех социальных слоев населения. 1936 год


Затем снова накачивали воду в понтоны, те опускались, а пролет медленно садился на опоры. Володарский мост – это еще и первая транспортная развязка в городе: набережные пропущены под мостом, без перекрестков. Торжественное открытие состоялось 6 ноября 1936 года, в канун очередной годовщины революции.

Гуляя в Ново-Саратовке, удивляешься, насколько узким выглядит сегодня мост. Для современной переправы через Неву просто несерьезно. Но в 1930-е ширина казалась оптимальной, по нему проложили трамвайные рельсы, ведь трамвай в Ленинграде выполнял роль метро, связывая отдаленные районы с центром. Поскольку в нашем городе ширина трамвайной колеи совпадает с железнодорожной (это редкий случай в мировой практике), во время войны мост использовали в качестве дублера соседнего железнодорожного. На новом Володарском мосту также сохранили рельсы, для трамваев даже построили специальную эстакаду. Новая переправа оказалась выше старой на 4 метра, так что теперь многие суда могут проходить под ее пролетами даже без разводки. А.П.

Новый Володарский мост – высокий, широкий, скучный

   
«Слышали? Володарский мост опять не сводится»

Инженеры на строительстве Володарского моста. 1935 год



Новый мост возводился под покровительством нового местного «святого» – комиссара-трибуна В. Володарского


Из невских мостов Володарский – самый невезучий. Ни один не причинял мостостроителям столько хлопот, ни один так не «подставлял» своих пользователей. После того как ночью 10 сентября 1985 года плавучий док повредил разводной пролет, мост свести не удалось. Вот только представьте: на правом берегу еще нет метро, тысячи жителей Невского района ездят на работу через «Ломоносовскую», а попасть на левый берег нет возможности. Пролет после ремонта опустили, но время от времени его продолжало «клинить». «Слышали? Володарский мост опять не сводится». На следующий год возвели временную переправу, по которой ходили только пешеходы, автобусы и «неотложки». Новый мост открыли лишь через семь лет, в 1993 году.




Журнал Хроника Надзиратель
№5 (77) май 2009