Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №5 (77) май 2009
На карту

Обход [Дома квартала]


Все, на что стоит обратить внимание: от советской символики на «готических» домах до авторских конструктивистских подворотен.

Дом-«колбаса»
Улица Бабушкина, 61

Ленинградский архитектор Григорий Симонов, командированный в 1920-е годы на Запад, чтобы ознакомиться с тамошним опытом жилищного строительства, не мог не заметить в Германии новые аскетичные дома. При отсутствии всяких декоративных деталей на голых плоских фасадах с большими прямоугольными окнами главным «украшением» зданий выступала их необычная форма. Таковы зубчатый дом-«пила» во Франкфурте или плавно изгибающийся дом-«подкова» в Берлине. Строили немцы и просто протяженные, с легким закруглением жилые корпуса, как, например, дом, спроектированный для берлинского пригорода Целлендорф ведущим мастером немецкого авангарда Бруно Таутом. В Германии такая архитектура тоже вызывала неоднозначную реакцию. Весь район на юго-западе немецкой столицы называли тогда пренебрежительно «хижиной дяди Тома» – в смысле, что такое может сгодиться только американским рабам. Когда же похожий дом – рекордно длинный и слегка изогнутый – возник на окраине Ленинграда, за ним закрепилось не слишком уважительное прозвище «колбаса».

Строительство Щемиловского жилмассива. Слева – дом-«колбаса». Начало 1930-х годов


В Берлине с тех пор отношение к подобным кварталам 1920–1930-х годов изменилось кардинально. После того как весь центр города был разрушен, среди немногих сохранившихся подлинных зданий оказались и жилмассивы на окраинах. Теперь их регулярно реставрируют и не стесняются показывать туристам как памятники своей эпохи. А в Петербурге, увы, только самые продвинутые горожане могут увидеть в запущенной, никогда не ремонтировавшейся «колбасе» одно из лучших зданий 1920-х годов. Для его жителей квартиры без ванных, с прогнившими полами – постоянный источник раздражения. А прохожие воспринимают «колбасу» в лучшем случае как курьез.

Полукруглая дворницкая с одной стороны, подъезд с колоннами с другой – так, используя минимум доступных средств, Григорий Симонов «подписывал» свои дома


Костел Сердца Иисуса
Улица Бабушкина, 57

В этом районе есть все, даже действующая католическая церковь в стиле средневековой кирпичной готики – напоминание о Фарфоровой колонии, селении иностранных специалистов одноименного завода, простиравшемся вдоль Фарфоровской улицы в сторону железной дороги. Автор проекта Стефан Галензовский, сам католик, работал в основном в Москве. Его творения в Петербурге, помимо этого храма, – доходный дом-гигант на Лиговском проспекте, 44 (дом Перцова), и спроектированное вместе с Иваном Жолтовским надгробие для другого зодчего, Николая Ефимова, на Новодевичьем кладбище.
  

В проекте церковь была с двумя башнями, но их так и не построили


Костел, начатый в 1913 году, был достроен уже при советской власти и почти сразу закрыт, но все же не снесен, как многие другие храмы рабочих окраин, и, даже перестроенный под спортзал, сохранил церковные мотивы хотя бы во внешнем облике. Сейчас там возобновились богослужения, но до благолепия изуродованным интерьерам еще далеко. Здание удачно сочетается и с корпусами завода «Вена» на другой стороне Фарфоровской улицы, образцами фабричного кирпичного стиля, и с новостройками 1920-х, где также использованы художественные достоинства неоштукатуренного кирпича.

Щемиловский
жилмассив

Фарфоровская улица, 14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28 Улица Седова, 72, 76 Улица Полярников, 21
Этот комплекс состоит из двух частей: симметрично-упорядоченной, что выходит на Фарфоровскую, и экспериментально-анархичной, что ближе к улице Седова, а в 1920-е годы выходила прямо на Белевское поле. Первую построили, вероятно, во второй половине 1920-х. Вероятно – потому, что эпоха конструктивизма в истории советской архитектуры – сплошное белое пятно, ничего не задокументировано. И если о произведениях лидеров авангарда братьев Весниных, Константина Мельникова, Александра Никольского пишут книги, то о рядовой застройке почти ничего не известно. Можно предположить, что после замкнутого ансамбля у Фарфоровской (см. фото в колонке «Местный») сюда добавили дом-«колбасу», а лишенный какой-либо планировочной логики комплекс домов, простирающийся до самой улицы Полярников, где здания стоят как попало, чуть ли не по диагонали друг к другу, вероятно, был частью какого-то не до конца осуществленного замысла. Здесь, как и в Берлине, активно задействован цвет: дома были желтые, красные, розовые, зеленые. Сейчас, правда, все они сильно полиняли.

Первая в мире хрущевка
Улица Полярников, 12

Еще один экспонат «музея архитектуры». Знакомьтесь: первая в стране, да и во всем мире, хрущевка, по любовному выражению тех лет – «первенец индустриального домостроения». И первый комбинат готовых жилых секций построили именно в Невском районе. А вслед за этим одиноким корпусом по-близости, между улицей Седова и железной дорогой, появился уже целый квартал такой застройки, также экспериментальный и потому не столь убогий, как последующие, поставленные на поток. Самый первый дом до недавнего времени сохранял эффектную черно-белую расцветку, отдаленно напоминающую тосканскую архитектуру с ее контрастной мраморной облицовкой, ну а классические порталы сохранились и по сей день. Новаторская в этом здании не форма, но функция: бетонные плиты, внутрь которых были убраны коммуникации.
   Строители не учли, что трубы будут протекать, а электропроводка портиться, потому вскоре все пришлось выводить наружу, дабы впредь при малейшей неисправности не долбить несущие стены. И все равно, глядя на этот безобидный домик, невозможно было даже предположить, к чему приведут такие эксперименты.


Памятник Володарскому

Этот редкий пример экспрессивной барочной пластики в советском искусстве немного теряется в тени моста. Логичнее было бы поставить монумент с другой стороны, прямо перед зданием Невского райсовета, но оно было возведено одновременно с высоким въездом на мост, памятник же точно указует на место убийства видного деятеля Коммунистической партии. Скульптор Матвей Манизер выполнил в похожей манере еще только один монумент – жертвам 9 января на соседнем Спасо-Преображенском кладбище. Его последующие работы, такие как Чапаев со товарищи на Политехнической улице или же скульптуры на станции метро «Площадь Революции» в Москве, строже и реалистичнее. А танцующий или бьющийся в революционном экстазе Володарский почти провокационен.

Фарфоровая слобода. XIX век


Преображенская
церковь

Главным храмом Фарфоровой слободы была Преображенская церковь, стоявшая под окнами завода, прямо на берегу Невы, – сейчас о ее месте напоминает прямоугольный выступ на набережной. Пудовый колокол, отлитый, как свидетельствовала надпись на нем, шведским мастером Михаэлем Бадером в 1686 году, был перенесен на ее колокольню из разрушенного Ниеншанца. А огромный крест, накренившийся после бури, «справил» Петр Телушкин – крестьянин-«альпинист», сумевший помочь в 1830 году и ангелу на шпиле Петропавловского собора. Церковь снесли в 1932 году как «мешавшую движению и попадавшую в зону строительства Володарского моста». Спасо-Преображенское кладбище, окружавшее ее, сровняли с землей.
  

Председатель Наблюдательного совета ОАО «ИФЗ» Галина Цветкова и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский на открытии выставки Татьяны Афанасьевой


Императорский
фарфоровый завод

Старинное одноэтажное здание завода, где долгое время находились и цеха, и заводоуправление, датируют 1783 годом, его надстроили в конце 1930-х. Во дворе корпуса в 1895 году был установлен памятник «матушке-сновательнице» Елизавете Петровне. Массивный бюст из бисквита (сорт фарфора) позднее заменили бронзовым. Сейчас завод планирует поставить памятник Дмитрию Виноградову, который с не меньшим правом может претендовать на звание «отца-основателя». Про Елизавету завод тоже не забывает. Его 265-летие будут праздновать в этом году 18 сентября – в день именин императрицы.

Генеральный директор завода Татьяна Тылевич и протоиереи Михаил Мокрополов и Виктор Московский на вернисаже выставки «Праздников праздник»


Заводское производство сосредоточено сегодня в современных корпусах 1970-х годов. Поскольку многим специальностям – таким как модельщик, отливщик, специалист по подглазурной росписи – не учат нигде, завод организовал собственную школу мастерства, где желающие овладеть редкими профессиями обучаются в течение нескольких месяцев по системе наставничества, получая ремесло, как в старину, из рук в руки. С 2003 года на заводе существует Галерея современного искусства фарфора, где проводятся персональные выставки ведущих художников ИФЗ: «Путешествие в пространстве фарфора» Галины Шуляк, «Ковчег» Татьяны Афанасьевой, «Полифония» Сергея Соколова и другие. Эти экспозиции собирают любителей и знатоков современного фарфора. В планах завода – реставрация исторического здания и устройство в нем музейного комплекса, где можно будет выставить колоссальные коллекции музея, ведь уже с XIX века все авторские произведения изготавливались здесь в двух экземплярах. Помимо музея планируется помещение для проведения мастер-классов, где все жаждущие смогут создать свой собственный фарфор: отлить нужную форму, лично расписать изделие и получить его через два дня после обжига.




Журнал Хроника Надзиратель
№5 (77) май 2009