Содержание специальные тематические страницы
журнала спб.собака.ру №6 (78) июнь 2009
На карту

Обход [Дома квартала]


В Петродворце заслуживают внимания не только дворцы, но и дома, построенные для простых советских граждан.

Дома на Красном проспекте успели возвести до объявленной Хрущевым борьбы с архитектурными излишествами. 1958 год


Дома на Санкт-Петербургском (Красном) проспекте

Архитектор Андрей Оль – в предвоенные годы главный автор ансамбля жилых домов в Автове, откуда для многих начинается сегодня путешествие в Петродворец, – возглавил восстановление, а точнее, строительство заново кварталов Петергофа, разрушенных войной. Не так уж много русских городов понесло в годы последней войны столь существенные утраты жилого фонда. К сожалению, в большинстве случаев созданные сталинскими зодчими еще до 1945 года или сразу после Победы проекты остались на бумаге: грандиозные новые ансамбли, вполне достойные сравнения с шедеврами русского классицизма, было крайне сложно совместить с практической задачей строительства жилья для возвращавшихся из эвакуации людей. Но и в капиталистической Западной Европе большинство утраченных в войну городских центров получили в 1950–1960-е годы уныло утилитарный облик. Тем ценнее редкие исключения, к которым относятся и те несколько домов, что успели возвести вдоль Красного проспекта в одно время с воссозданием Большого каскада, как своего рода парадный въезд в столицу фонтанов. Не пытаясь заново отстроить утраченные кварталы, зодчие из бригады Оля постарались придать новым домам глубинное родство с архитектурой старого города – отсюда барочные мотивы, для советского зодчества не слишком характерные, в частности очень необычная красно-белая раскраска фасадов, заставляющая вспомнить петровский Петербург.
  

Почта

В прежние времена почтовое ведомство занималось транспортировкой не только писем, но и людей – тех, кто путешествовал без собственного экипажа. Поэтому до появления в России железных дорог всякая почтовая станция была одновременно чем-то вроде автовокзала. Петергофская почта учреждена еще Петром I, но существующее здание – николаевской эпохи (начало 1850-х годов). Это еще один памятник готического возрождения, в сравнении с соседними конюшнями довольно скромный. Автор проекта тот же – Николай Бенуа.

Кавалерский дом даже с колокольней смотрится гораздо скромнее, чем соседние фрейлинские дома


Кавалерский дом

Построенный Михаилом Земцовым в 1730-е годы деревянный дом, в котором располагался сначала Мастеровой двор, а затем Дворцовое управление и чертежный архив, с самого начала имел церковный облик. По крайней мере, над ним всегда возвышалось некое подобие колокольни. На самом деле ее функция – оповещать дворцовых слуг («кавалеров») о начале рабочего дня. В 1798 году архитектор Иван Старов перестроил здание в камне, сохранив, однако, как первоначальные формы, так и старинный колокол. Только в 1834 году постройка приобрела церковные функции, будучи предназначенной все для тех же работников дворцового ведомства.
  

«Самая большая гравюра»

В последние годы в Петродворце открылось немало новых выставок. Огромные фонды музея-заповедника «Петергоф» позволяют организовать нетривиальные экспозиции, как, например, музей императорских велосипедов или музей игральных карт. Члены семьи Бенуа создали фамильный музей, посвященный истории семьи. В музее часового завода рассказывается не только о его продукции, например о часах «Ракета», но и о деятельности Императорской гранильной фабрики, наследником которой завод является.

Кавалерский дом даже с колокольней смотрится гораздо скромнее, чем соседние фрейлинские дома



ООО «Самая большая гравюра» предложит посетителям Петродворца еще одну экспозицию, главным объектом которой станет герб Российской Федерации площадью 24 квадратных метра. Особенность его изображения в том, что оно будет составлено из портретов и логотипов участников проекта – как физических, так и юридических лиц, пожелавших попасть в Книгу рекордов Гиннесса и Книгу рекордов России. Изображение будет нанесено на цельный металлический лист размером 6 х 4 метра методом лазерного гравирования. Организаторы считают, что столь необычный экспонат привлечет внимание туристов и станет еще одним пунктом в экскурсионных маршрутах Петродворца.
  

Выступление оркестра 4-го стрелкового императорской фамилии батальона на эстраде Нижнего парка. 1913 год






Журнал Хроника Надзиратель
№5 (78) июнь 2009